Год назад, обследуя дно финского залива на маршруте трассы будущего газопровода "Северный поток", водолазы наткнулись на 6 кораблей из флотилии Петра I. Самой интересной находкой признали русское военно-транспортное судно, сделанное по образу голландских тьялков того времени. У корабля есть шанс стать экспонатом Калининградского музея мирового океана.
- Я предложил директору музея Светлане СИВКОВОЙ принять уникальную находку, - говорит научный руководитель проекта "Подводное наследие России" Андрей ЛУКОШКОВ. - Она - "за", тем более что ваша экспозиция известна всей России. Здесь молодой, развивающийся, амбициозный музей.
По одной из версий, корабль погиб во время шторма в 1713 году, когда флот под личным командованием Петра I двигался захватывать Южную Финляндию. Тогда потерпели крушение 8 судов. "Разбросало всех врозь так, что про одну тьялку и ныне не ведаем где - ищут...", - писал об этом сам Пётр. Другая версия: тялка погибла в 1721 г. при эвакуации русских из Финляндии. В то время с погибшими судами утонули реквизированные из собора Або (совр. Турку) мощи святого Генриха - шведского епископа, который первым крестил финнов в 1153 году, а также церковные памятники периода раннего христианства.
Корпус найденного тьялка, длиной около 17 метров, сохранился почти идеально. Сегодня в России нет ни одного корабля-памятника той эпохи. Чтобы поднять корабль, нужны время и деньги. Работы могут проводиться только летом, когда море спокойно.
- Первые два этапа работ: составление точного плана и подъём отдельно лежащих фрагментов - относительно недорогие, мы их можем сделать уже этим летом, - рассказывает Андрей Лукошков. - Третий - подъём корпуса - самый сложный и дорогостоящий (стандартная сумма по подъёму судна составляет около $300 за тонну груза). здесь, конечно, не обойтись без помощи властей. С одной стороны, в экономике сейчас проблемы, но с другой - нефтяники ждать не будут, им надо прокладывать газопровод.