Примерное время чтения: 5 минут
1130

Сила огня. Как работают современные кузнецы

Металл - материал непростой, усмирить его может не каждый.
Металл - материал непростой, усмирить его может не каждый. / Станислав Ломакин / АиФ

Стоять у наковальни, где температура пламени до 1200 градусов по Цельсию, не каждому по силам. Но на международный пленэр в Калининград приехали самые подкованные. Задача у мужчин была непростая: сотворить из стали янтарное дерево. С мастерами побеседовал журналист «АиФ-Калининград».

Доходное дело

«Нас тут одиннадцать человек из РФ, Польши, Австрии, Финляндии. Все великолепно владеют мастерством, - говорит  член Союза художников России из Санкт-Петербурга Александр Сушников. - Дерево должно получиться как живое, со стекающей смолой. Художник по стеклу вставит «листочки» - имитацию солнечного камня».

Александр не похож на кузнеца в патриархальном понимании этого образа. Окончил знаменитую «муху» (художественно-промышленную академию им. А.  Л. Штиглица) как ювелир. Долго собирал инструмент, в постсоветском пространстве купить его было невозможно. Что-то варил сам, что-то достал в Голландии. Затем уехал учиться в Норвегию, где увидел скульптуры из металла. Сложил инструмент в ящик и полностью переключился на архитектурный металл.

«Жаль, постоянно заниматься скульптурой не получается, - говорит мастер. - Заказы идут большей частью утилитарные. Народ разбогател, обзаводится домами. Хочет  ажурные лестницы, ворота, заборы. И их можно сделать необычно, но оригинальные дорогие и красивые изделия подменяют сделанным на станке «примитивом». Продаётся много готовых элементов, которые достаточно сварить - дело доходное. Такие умельцы снижают расценки настоящим кузнецам. Дело даже не в деньгах - пошлость захлестнула страну. Люди не понимают разницы. Настоящая же, честная кузнечная работа требует опыта, фантазии, смекалки. Это ни с чем не сравнимое удовольствие - работать руками! А ещё отличный процесс оздоровления, сопоставимый по эффекту с русской баней. Все проблемы сгорают в огне!»

Александр Сушников и Александр Беляев выковали янтарное дерево. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

К слову, в Северную столицу художественную ковку привезли из Германии. После революции о «барском украшательстве» забыли. Сейчас эстетика металла возрождается. 

Богатырский меч 

Член Союза кузнецов России Александр Беляев приехал на пленэр из Клязьмы. Начал подрабатывать кузнецом после армии.

«К горну меня тогда не подпускали, - вспоминает он. - Помогал собирать детали. От завода приходили заказы: изготавливали крепления для водостоков, так называемые костыли. За два месяца переделал их свыше двух тысяч штук. Работа простая, но полезная: получаешь представление о том, как ведёт себя металл, руку набиваешь. Потом захотелось попробовать что-нибудь этакое - огонь разгорелся изнутри. Помогало то, что окончил машиностроительный техникум. Большинство творило «наощупь», а я знал, при какой температуре металл калится, когда становится послушным как пластилин».

Сегодня, после 20 лет работы, Александр может «слепить» из металла все, что угодно. Но самое большое его увлечение - оружие, особенно мечи. Кует он их по старинной технологии для коллекционеров. Цена зависит от материала и наличия украшений, в том числе из драгоценных камней. В среднем хороший меч стоит 30 тысяч рублей.

«Всегда жалел, что не родился во времена богатырей, - с улыбкой говорит Александр. - Кузнец тогда был первым человеком: и советы давал, и споры разрешал. А то, что кузни ставили на краю села  из-за боязни нечистой силы - врут. Просто там всегда шумно и дым валит».

Александр уверен: быстро сделанная работа - это хорошо продуманная работа. Поэтому каждое утро мастер начинает с чашки кофе. Может просидеть над ней час, а то и дольше, пока в голове не сложится картинка - образ будущего изделия.

«Бывает, ничего не получается, тогда уезжаешь домой, - говорит Александр. - Я считаю, не нужно себя насиловать. Без вдохновения никак!»

В народе есть поверье, что кузнец может изменить ход судьбы. Не случайно его зовут «заковать свадьбу». Это старинный обряд, который сейчас получил широкое распространение. Мастер кует  подковы или сердца, чтобы придать брачным узам крепость железа.

Кстати
На рубеже XIX-XX вв. Кенигсберг весь был одет в металлическое кружево. Сейчас Калининградский музей янтаря возрождает традицию. Этот пленер в Калининграде третий. На предыдущих кузнецы создали скульптуры «Ловцы янтаря», «Птица Гауя», «Солнце», красоте которых все удивляются.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах