Последние события на Кавказе сделали тему возможных санкций Евросоюза в отношении России одной из самых обсуждаемых среди политиков и в ведущих российских СМИ. При этом все единодушно подчёркивают, что Калининградская область, как анклавная территория страны, наиболее уязвима перед внешними дискриминационными мерами.
Неудивительно, что калининградцы в этой связи строят самые разнообразные прогнозы и хотят знать, как может измениться наша жизнь при неблагоприятном развитии событий.
Большинство местных и московских политиков уверены: санкций против России не будет. Например, член Совета Федерации от Калининградской области Николай ТУЛАЕВ, который побывал в нашей области в конце прошлой недели перед поездкой в Брюссель на заседание бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), уверенно заявил: "Европейские страны по-разному отнеслись к событиям на Кавказе, но введение санкций против России противоречит их национальным интересам. К тому же у России достаточно средств для адекватного ответа на дискриминационные меры, и в Европе это отлично осознают". Впрочем, мнение Николая Петровича разделяют не все калининградские политики. Например, заместитель председателя постоянного комитета по международным и межрегиональным отношениям Калининградской областной думы Соломон ГИНЗБУРГ убежден: "Мы выбрали наиболее затратный путь решения ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии. К тому же после размещения в Польше элементов американской системы ПРО почти наверняка в Калининградскую область будут введены дополнительные военные силы. Пострадают наши отношения с соседями, но куда хуже, что это затормозит переговоры России с Евросоюзом в рамках соглашения по стратегическому партнёрству, прежде всего в части будущего Калининградской области. Это скажется на визовом обмене и инвестициях в региональную экономику: есть первые сигналы к началу этого процесса". Напомним, что сегодня в нашем регионе зарегистрированы 57 инвесторов - резидентов ОЭЗ с общим объёмом капиталовложений свыше 32 млрд. рублей.
Одновременно уже есть данные, что с начала конфликта на Кавказе из российской экономики ушло от 14 до 17 млрд. долларов. А это означает уменьшение налоговых поступлений и количества высокооплачиваемых рабочих мест. Для Калининградской области эта проблема весьма актуальна.
Считается, что ЕС не отважится на санкции в отношении нашего региона и России в целом из-за боязни лишиться поставок российских энергоносителей. Аналитики указывают, что Европа на 26% зависит от российского экспорта нефти и на 30% от продажи газа. Однако мало кто вспоминает, что РФ удовлетворяет свои потребности в продовольствии лишь на 35%, а для Калининградской области эта зависимость более весома. В частности, удельный вес продовольствия в товарной структуре регионального импорта составляет примерно 40,2% - по некоторым оценкам, еды мы закупаем на 350 млн. долларов ежегодно. Отметим, что, по разным оценкам, продовольственная безопасность страны и отдельно взятой территории находится под угрозой, если импорт продовольствия находится в интервале от 18 до 35% от потребности.
Область уязвима и в том, что касается развития инфраструктуры туризма. У нас и сегодня поток въездного туризма из-за рубежа оставляет желать лучшего, а при осложнении отношений с ближайшими соседями он может и вовсе снизиться до минимума. А каждый приехавший в регион иностранец ценится буквально на вес золота: ежедневно гости области тратят от 70 до 90 евро. Под вопросом и выездной туризм калининградцев за рубеж. Сегодня мы жалуемся на визовые трудности, но как будет проходить процедура визового оформления в ближайшие дни - не знает никто. Впрочем, генеральный консул Польской Республики в Калининграде Ярослав ЧУБИНЬСКИ успокоил жителей области: "В настоящее время мы выдаём 450 виз ежедневно и не собираемся создавать здесь проблемы. В нашем консульстве предполагается расширить структуру визового отдела, правда, будет упразднён экономический отдел, но это не связано с событиями на Кавказе".
Как бы там ни было, в ближайшее время внимание многих калининградцев будет приковано к событиям, происходящим за пределами области, главным образом в Брюсселе, где работает штаб-квартира ЕС, и в Москве, где формируется внешняя политика России. Будем надеяться на лучшее.