Не утонет ли в них российский регион, оторванный от "большой" Родины?
Конец ноября был насыщен важными международными событиями, связанными с выстраиванием дальнейших отношений между Россией и объединённой Европой. С особым вниманием за ними следили в Калининградской области. В силу своего географического положения этот российский регион, окружённый странами ЕС, особенно остро воспринимает все нюансы российско-европейских отношений. Самым болезненным, пожалуй, является вопрос грузового и пассажирского транзита на маршрутах, связывающих область с другими российскими регионами. После вступления Литвы и Польши в шенгенскую зону эта проблема может обостриться ещё больше. Поэтому в области всё чаще говорят о необходимости заключения особого соглашения между Россией и ЕС по Калининграду.
Пожелания парламентариев
"Эта тема обсуждается уже давно, - говорит вице-спикер Калининградской областной думы Владимир Вуколов. - Однако целесообразность такого подхода по-прежнему остаётся спорной. Регион, как часть государства, не может быть субъектом внешней политики. Это противоречит всем действующим международным нормам. Но даже если допустить возможность заключения такого соглашения, то не стоит быть наивными и ждать, что мы, жители области, получим от этого что-то для себя, например шенгенские паспорта, ничего не предоставив взамен. А вот обязательства по такому соглашению Калининградская область едва ли сможет выполнить самостоятельно.
Проблемы области, связанные с её положением внутри ЕС, решаются путём соглашений по конкретным практическим вопросам. В сентябре начала работу паромная переправа Усть-Луга - Балтийск, что заметно облегчает транзит. На саммите Россия - ЕС в Хельсинки было подписано соглашение об упрощении визового режима для отдельных категорий граждан. Будет вполне закономерно, если эти и другие соглашения найдут отражение в готовящемся договоре между Россией и Евросоюзом в контексте проблем нашего региона. Областная Дума готовит обращение к российским государственным инстанциям по этому вопросу".
Будут ли восприняты в Москве пожелания калининградских парламентариев и как именно - зависит от множества обстоятельств, как внешних, так и внутренних. Одно из них связано с позицией Польши, заявившей о своём намерении блокировать заключение соглашения о сотрудничестве с Россией. Позицию польских властей нельзя назвать взвешенной и конструктивной. Ещё совсем недавно Германия, отдавая должное общеевропейской солидарности, отказалась от выгоднейшего предложения России по использованию Штокмановского газового месторождения. Польша демонстрирует совершенно противоположный подход, делая ЕС заложником собственных экономических интересов.
Форпост российских интересов в Европе
"Демарш Польши по соглашению между Россией и ЕС продиктован соображениями политической конъюнктуры, - продолжает Владимир Вуколов, - и вряд ли повлияет на судьбу самого соглашения. Россия и Европа исторически связаны между собой, и их отношения всегда строились как долгосрочные и конструктивные. Своей позицией Польша ставит европейских союзников в неловкое положение, так что это проблема, скорее, для Европы, чем для России.
Калининградская область имеет тесные экономические и культурные связи с сопредельными регионами Польши, и заявление властей этой страны на сотрудничество между регионами никак не повлияло. Именно на развитие регионального сотрудничества сделало акцент руководство нашей области. 22 ноября губернатор Георгий Боос встретился в Брюсселе с еврокомиссаром по вопросам внешних связей и политике соседства Бенитой Ферреро-Вальднер, а 28-29 ноября в Калининграде прошёл семинар "Роль Еврорегионов в социально-экономическом развитии Калининградской области" в рамках проекта ЕС "Балтийская сеть еврорегионов". Нужно отметить, что международные контакты на региональном уровне не являются альтернативой государственной внешней политике, они являются её существенным дополнением, позволяющим решать конкретные практические вопросы и обходить неожиданные преграды на пути плодотворного и конструктивного сотрудничества государств".
Калининградская область сумела занять довольно прочные позиции в системе европейского регионального сотрудничества. Она участвует в шести соответствующих проектах ЕС. А то, в какой степени это поможет в выстраивании дальнейших российско-европейских отношений, насколько область сможет стать "форпостом" российских интересов в Европе, - покажет недалёкое будущее.