Примерное время чтения: 10 минут
94

Из Особой экономической во Всемирную торговую

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23 04/06/2008

28 мая в калининградской редакции "Аргументов и Фактов" на заседание "круглого стола" собрались эксперты, политики и предприниматели, чтобы обсудить перспективы предстоящего присоединения России ко Всемирной торговой организации (ВТО) и последствия этого события для калининградцев и региональной экономики.

ВТО: нужна ли она России?

Георгий Дыханов: - Прежде всего, вспомним, что Россия начала переговоры о присоединении к ВТО ещё в 1995 году. Сейчас этот процесс завершается, и в течение ближайших 2-3 лет страна войдёт в эту международную организацию. Чтобы понять цели вступления России в ВТО, надо чётко представлять её основные принципы. Среди них - взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле иностранным товарам и услугам, регулирование торговли тарифными методами, открытость экономической политики. Спрашивается: для чего России нужно вступать в ВТО? Конкретные цели понятны: во-первых, снятие дискриминационных барьеров для доступа российской продукции на иностранные рынки. Я назову такую цифру: против РФ сейчас применяются более 90 дискриминационных мер и законов по недопущению наших товаров на мировые рынки. От этого ущерб экономике страны составляет около 5 млрд. долларов в год. Вторая цель - создание благоприятного климата для иностранных инвестиций. И третье: повысить качество и конкурентоспособность отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок. У вступления в ВТО есть аргументы за и против. Но вот неоспоримый факт: ни одна из 148 стран - членов ВТО из этой организации выходить не собирается.

Олег Чернов: - Могу говорить по опыту "Балтийской металлургической компании": предприятия, которые уже вышли на международный рынок, будут успешно развиваться и после присоединения к ВТО. А вот у неэффективных компаний возникнут проблемы. Они часто непрозрачны, применяют так называемые серые финансовые схемы. Самый главный вопрос - повышение конкурентоспособности нашей экономики. Надо говорить и об инвестиционной активности предприятий, ведь не секрет, что многие из них будут поглощены и войдут в структуры международных холдингов.

Донатас Буткус: - Опыт соседней Литвы может быть интересен калининградцам. Мы присоединились к ВТО сравнительно легко, ведь к этому времени более 70% зарубежного товарооборота велось по международным соглашениям о свободной торговле. Более того, осенью 1998 г. мы переживали кризисные явления, которые стали отзвуком российского дефолта. В тот период почти весь литовский экспорт ориентировался на Россию и вступление в ВТО с открытием европейских рынков было очень кстати. Практически сразу в нашей экономике начался подъём. Сельское хозяйство, доля которого в ВВП страны составляет 7%, сумело сделать свою продукцию конкурентоспособной и вышло на крупнейшие международные рынки, в том числе в США, куда нас не пускали пошлинами. Литовский экспорт ежегодно растёт на 10-15%, увеличились зарубежные инвестиции. Произошли изменения в финансовом секторе Литвы. Сегодня в стране из 10 крупнейших банков девять принадлежат зарубежному капиталу. Примерно такое же соотношение в страховом бизнесе. В условиях конкуренции финансовые продукты для потребителей стали более качественными и интересными.

Что делать, чтобы снизить риски?

Олег Чернов - "БМК" работает на принципах открытости и доказывает свою инвестиционную привлекательность с целью возможного привлечения под новые проекты дополнительных финансовых ресурсов. Ещё одна наша цель - сделать металлотрейдинговый бизнес региона прозрачным и привлекательным для инвесторов. Прозрачность холдинга "БМК" заключается, прежде всего, в чёткой работе специалистов компании по составлению отчётности, в проведении ежегодного аудита по всем компаниям холдинга, а также в предоставлении информации обо всех акционерах компании, её структуре и проектах. К сожалению, по итогам мониторинга металлотрейдинга Калининграда видно, что у некоторых компаний отсутствуют прямые импортные контракты, наблюдаются разорванность в цепочке поставок, несоответствие цен прихода по таможенной декларации цене прихода товара у трейдера. Кроме этого, низкий уровень заработной платы - не более 6 тыс. рублей. Это не поддается никакой логике, ведь в нашем бизнесе минимальный уровень зарплаты - 16 тыс. рублей, а средний - 20-22 тысячи. Металлотрейдинговый бизнес должен использовать возможности нашего региона и закона об ОЭЗ для своего развития и увеличения доли переработки и объёма реализации, а не для использования "серых" схем и ухода от налогов. Мы готовы сотрудничать с правительством области и налоговыми органами в реализации этой важной задачи. Ещё одна возможность снизить риски - модернизация производства, чем мы сейчас и занимаемся. Доля переработки металла компанией растёт и достигает 30% от оборота. 2-3 года назад этот показатель был всего 5%. Мы ведём переговоры с польскими, немецкими компаниями о готовности реализовать совместные проекты. Возможно, это произойдёт в ближайшее время, и нас не смущает, что после вступления в ВТО к нам придут серьёзные международные холдинги.

Александр Кузнецов: - Исполнительная и законодательная ветви власти региона анализируют возможные последствия присоединения России к ВТО. Сегодня в регионе выполняется Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года. Работает региональная программа социально-экономического развития на 2007-2016 годы. В частности, до 2014 года из бюджета РФ предполагается выделить на развитие области около 346 млрд. руб. Подчеркну, что все эти документы гармонизированы с учётом возможности присоединения России к ВТО. Считаю, что в канун этого события надо создать межведомственную рабочую группу, которая бы сформулировала для федерального правительства рекомендации по мерам преодоления негативных последствий для нашей области. Очень важно внедрять новые технологии, заниматься инновациями. Создавать бизнес-инкубаторы инновационного типа, но всё это нужно было делать ещё 5 лет назад. Вообще, должна быть продуманная государственная политика по смягчению последствий вступления в ВТО. Эта поддержка не противоречит правилам ВТО и касается перестройки всей системы нашего законодательства, которое должно быть более предсказуемым и понятным.

Олег Чернов: - Сейчас в России создаются особые экономические зоны под конкретные производства, так называемые кластеры. Под такие проекты формируется законодательная база, инфраструктура. А калининградская ОЭЗ создавалась скорее по территориальному признаку, без определения специализации. Поэтому, например, с точки зрения энергетики, в Калининграде трудно разместить производство, потребляющее мощность более 2 мВт. Важно, чтобы федеральный центр конкретнее определил специфику нашей ОЭЗ с экономической точки зрения.

Риски и блага ВТО

Виктор Евдоков: - Если руководители предприятий надеются, что обязанность по подготовке отечественных компаний к интеграции в мировую экономику лежит на Федеральном центре и региональном Правительстве, то это - заблуждение, поскольку создание необходимых условий для повышения конкурентоспособности отечественной продукции неразрывно связано с совершенствованием системы управления производством. Компания "Стройкомплектсервис" - малое предприятие с персоналом до 100 человек. С 2006 года, участвуя в различных международных форумах, проходивших в Швейцарии, Финляндии, Франции др. мы поняли, что работать необходимо по новым правилам и осознали, что высокое качество - это требование нового экономического времени. На внедрение этой системы ушло 2 года и совсем недавно мы прошли регистрацию Системы Менеджмента качества Британского Института стандартов (BSI). Экспертная оценка проведена под аккредитацией UKAS. Проблема в том, что сегодня по России из 1 миллиона существующих предприятий сертифицировано по системе ISO не более 5000, а по Калининградской области таких предприятий не более 35. Считаю, что переходный период после вступления России в ВТО будет непростым для российского бизнеса, так как в настоящее время не выработан эффективный механизм содействия российским предприятиям со стороны государства. Приведу пример. Когда мы пошли по пути сертификации, у нас был заключен договор с Европейским банком реконструкции и развития (Лондон), который, по результатам внедрения системы ISО, компенсировал нам 50% всех затрат. С другой стороны, в мой адрес приходят десятки предложений от разных отечественных организаций, в том числе и государственных, об участии в различных семинарах и форумах, в том числе, по стандартизации. Только участие в этих семинарах обойдется компании порядка 30 тыс. евро. К этому добавьте расходы на внедрение непосредственно самой системы ISO. Вряд ли это можно считать созданием благоприятного климата на пути ВТО.

Олег Чернов: - Не секрет, что Европа не хотела бы появления новых игроков на своих рынках. Но этого опасаться не нужно. Общаясь с руководителями таких холдингов, как "ТиссенГрупп", можно понять, что освоение рынков стран, которые недавно вступили в ВТО - Польши, прибалтийских государств, и перенос туда своих производств у них занимает 5-7 лет. Думаю, что и в Россию они будут идти не менее 10 лет. Но это время надо использовать для укрепления отечественного производства, с тем чтобы не только не потерять своё место в России, но и попытаться найти эксклюзивную нишу на иностранных рынках.

Георгий Дыханов: - Экономисты предсказывают, что для Калининградской области будут достаточно сложными первые 3-5 лет после вступления в ВТО. Какие риски нас ожидают? Прежде всего, снижение относительных преимуществ региона, как особой экономической зоны. Во-вторых, возрастут транспортные тарифы, и это может спровоцировать сворачивание экономических связей с другими регионами РФ и вытеснение калининградских товаров с российских рынков. В этих условиях наши компании со средним уровнем конкурентоспособности могут быть куплены конкурентами с запада, которые имеют более серьёзные финансовые ресурсы и которым интересен рынок РФ. Некоторые отрасли, например, мебельная, могут уйти из региональной экономики. Если упадут таможенные пошлины на мебель, то конкурентоспособность наших мебельщиков сойдёт на нет. С другой стороны, нельзя забывать о положительных последствиях присоединения к ВТО для калининградских предприятий. Например, усиление конкуренции с внешними производителями потребует технологической модернизации экономики региона, внедрения современных технологий. Это создаст дополнительные возможности для выхода на рынки стран ВТО. А повышение качества продукции будет в интересах потребителей.

Сергей Лютаревич: - Калининградским предприятиям, работающим на российском рынке, в том числе производителям рыбных консервов, будет сложно конкурировать с товарами стран ВТО, которые хлынут на российский рынок. Я изучил опыт сельского хозяйства и переработки рыбы в Польше - за последние 2 года Евросоюз вложил в модернизацию этой отрасли 260 млн. евро. В бюджете 2008 года - ещё 300 млн. прямых субсидий. Сегодня Польша и Литва готовятся к приходу со своей продукцией на российский рынок.

Выбор в пользу потребителя

Олег Чернов: - Вступление в ВТО для каждой страны - это, прежде всего, выбор в пользу интересов потребителей, простых граждан. Именно они получат качественную услугу и товары. Для России это серьёзный шаг - придётся перестраивать экономику в интересах человека. После вступления страны в ВТО для калининградцев начнётся период повышения зарплат, в результате усиления конкуренции можно ожидать стабилизации цен на товары и услуги. Не случайно жители нашего региона часто ездят в Литву и делают там закупки более дешевых товаров. С приходом на местный рынок иностранных банков могут снизиться процентные ставки по кредитам.

Александр Кузнецов - Если мы заговорили о рынке услуг, то стоит обратить внимание на работу таких структур, как банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды. Они до сих пор защищены от международной конкуренции, и это сослужило им недобрую службу, они не всегда способны эффективно выполнять свои функции. Так, финансовый сектор, несмотря на развитую структуру, является одним из наиболее слабых мест в региональной экономике. В частности, банки практически не участвуют в инвестиционной деятельности на территории области - в течение последних лет на их долю приходилось не более 5-6% общего объёма инвестиций.

Вместе с тем не стоит ожидать быстрого усиления конкуренции в регионе со стороны иностранных банков после вступления России в ВТО. Сегодня главный барьер для прихода иностранных банков - состояние инвестиционного климата в Калининградской области. Крупные иностранные банки придут в регион только вслед за своими клиентами, осуществляющими здесь инвестиционные проекты.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно