6 апреля на Университетской, 3, звучали песни Бернеса, Утёсова, Доронина. За три дня до положенного срока здесь отмечали славную дату - 63 года со дня подписания акта о капитуляции города-крепости Кёнигсберг.
У блиндажа, где 9 апреля 1945 года произошло это событие, собрались участники штурма, ветераны и жители города, чтобы посмотреть на реконструкцию пленения коменданта крепости Кёнигсберг Отто ЛЯША.
Представление проходило в 12 часов дня, поэтому зрителям пришлось представить себе, как поздним вечером, в темноте, под бомбёжкой пробирается группа парламентёров во главе с начальником штаба гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии подполковником Яновским. Всё остальное показали активисты из клуба военно-исторической реконструкции под руководством Константина Сальникова.
- Фронтовая линия обороны прорвана, ваши части сгруппированы по центру города, и по ним наносятся удары артиллерии и авиации. Ближайшая линия фронта находится в 450 км, - убеждал коменданта крепости парламентёр советского командования ЯНОВСКИЙ. - Дальнейшее сопротивление приведёт к бессмысленной потере ваших солдат и гражданского населения города Кёнигсберга.
Немцам были обещаны: жизнь, достойное питание, уважение к пленным. А также забота о раненых и гражданском населении. И в дальнейшем, по окончании войны, возвращение на родину или в любую другую страну.
"Мы готовы прекратить сопротивление", - согласился Отто Ляш.
- Уже после подписания акта о капитуляции мы ходили по улицам - смотрели, удивлялись: какой сильный был город. И как это мы его одолели?! - вспоминает участник штурма, бывший сержант 43-й армии Дмитрий БОРОДИН. - А ведь раньше о нём понятия не имели. Мы удивлялись тому, какие прочные здесь кирпичные здания. Какие крепости и форты вокруг всего города. Как немец грамотно строил свою оборону!
- Потом оправились от удивления, расчистили улицы от завалов, и нам сказали, что здесь мы будем жить, - улыбается Дмитрий Андреевич. - Сперва-то, конечно, даже расстроились: как это - мы ведь войну закончили? Всем домой хотелось! Я - с Урала, из Пермской губернии. Уже когда здесь мирная жизнь пошла, немцев выселили, дождались увольнительной - на месяц домой съездил и обратно. Вот так живу в Калининграде с 1945 года, и считаю этот город российским.