Примерное время чтения: 5 минут
88

Вернётся ли продуктовый талон?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15 09/04/2008

В этом году калининградцам впору справлять юбилей: 15 лет назад в нашей области отменили талоны на продукты, водку и моющие средства. Однако по иронии судьбы сегодня мы вновь, при заваленных товарами прилавках, стоим в шаге от введения на территории региона талонной системы на продажу товаров первой необходимости.

В прошлом веке на территории Восточной Пруссии продуктовые талоны вводились трижды. Первый раз - летом 1914 года, вскоре после начала первой мировой войны. Нормы выдачи продуктов на одни талон постепенно уменьшались, и к 1918 году на одного взрослого человека, например, хлеба полагалось всего около 150 г в день.

Второе пришествие талонов на эту землю состоялось в сентябре 1939 года, когда Германия развязала новую мировую войну. Кстати, весной 1945 года, после того, как территорию нынешней Калининградской области заняли части Красной Армии, здесь ходили уже советские талоны, отменённые через 2 года. Третья и пока последняя эра талонов пришлась уже на период крушения СССР: в 1991 году в Калининградской области ввели нормированное распределение некоторых товаров. Среди них - сахар, водка, мыло и стиральные порошки. Хочу обратить внимание читателей на важное обстоятельство: все эти товары, как и сегодня, имелись на складах в необходимом количестве, но в условиях инфляции и дефицита люди запасались впрок. Даже трезвенницы-бабушки аккуратно отоваривали водочные талоны, потому что спиртное было универсальной валютой.

Призрак инфляции

В 2007 году борьба российского правительства с инфляцией носила не афишируемый политический подтекст: рост цен мог вызвать среди избирателей ненужные сомнения, а посему в субъектах федерации прибегли к практике подписания соглашений между исполнительной властью и руководителями перерабатывающих предприятий и торговых сетей. Договор предусматривал сдерживание цен на продукты питания. В середине октября 2007 года, после ажиотажного роста цен на сахар и подсолнечное масло, такое соглашение подписали и в Калининградской области. В те дни губернатор Георгий БООС подчеркивал: "Речь ни в коем случае не идёт о государственном регулировании ценообразования. Компании выступили самостоятельными участниками рынка и добровольно взяли на себя обязательства по ограничению цен на ряд социально-значимых продуктов". Срок действия соглашения определен до 1 июля 2008 года, а в перечень регламентируемых товаров вошли хлебобулочные изделия, молочные продукты и яйца. В супермаркетах появились стеллажи для товаров по "замороженным" ценам.

Все бы ничего, но с января по середину марта 2008 года инфляция посрамила всех аналитиков и выросла примерно на 4,1%, а по ценам на некоторые продукты - ещё больше. Например, домашний творог, в сравнении с прошлым годом, подорожал примерно вдвое. В этой связи новый федеральный законопроект "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" в части регулирования цен на продукты воспринимается как нечто естественное. "Стратегический список" состоит из 13 наименований, в том числе соль, сахар, чай, хлеб, молочные продукты, растительное масло, мясо.

В то, что заморозка цен сдержит удорожание продуктов, верится с трудом. Местные производители пока воздерживаются от комментариев. Но один из владельцев торговой сети "Виктория" Николай ВЛАСЕНКО выразил сомнение: "Я опасаюсь, что, с одной стороны, производители вместе с ценой будут снижать качество социально-значимых товаров, а с другой - поднимут цены на аналогичные товары более высокого класса".

Военный коммунизм не за горами?

Этот процесс в Калининграде уже начался. Разница в ценах на социальные и обычные товары одного вида достигает в некоторых случаях 50%. Естественно, интерес к дешёвому хлебу и молоку начали проявлять не только люди, находящиеся у черты бедности, но и более состоятельные калининградцы. Например, пенсионерка Татьяна Павловна ЛОЗОВАЯ, с которой я беседовал у магазина "Копейка" на Каштановой аллее, жаловалась, что недорогие социальные товары часто разбирают уже к полудню. По этому поводу она собирается писать письмо в областное правительство. Ясно, что поток таких писем будет нарастать. Региональная исполнительная власть вынуждена будет реагировать и станет перед непростым выбором - продолжить нынешнюю политику замораживания цен либо отпустить их в свободное плавание. Второй вариант маловероятен по имиджевым соображениям и стремлению сохранить социальное равновесие. А вот первый сценарий может быть воплощён за счёт административного ресурса путём индивидуальной работы с производителями и сетевиками. Полугодовое замораживание цен легко дополнить такой своеобразной акцией социальной поддержки, как введение талонов на гарантированное приобретение дешёвых продуктов для людей, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Впрочем, у нас имеется богатый ассортимент мер "полувоенного" характера и огромный опыт их внедрения, поэтому, кроме талонов (или в дополнение к ним) могут появиться и социальные магазины, и спецраспределители для бедных. Если понадобится организовать нормированное распределение товаров, механизм разработают за неделю.

Экономисты утверждают, что распределительных мер в стиле военного коммунизма вполне можно избежать. Для этого, в частности, надо избавиться от административных и налоговых барьеров, покончить с монополией поставщиков и ритейлеров. Впрочем, это находится за пределами компетенции регионального правительства...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно