Когда в субботу, 1 декабря, учебное судно "Крузенштерн" строго по графику пришвартовалось к причалу Светловского судоремонтного завода, встречающим ничто не напоминало о недавнем перевоплощении парусника.
В этом рейсе барк специально для съёмок художественного фильма Станислава Говорухина был "загримирован" в русский клипер конца XIX века. Сегодня на его борту остался подарок киностудии "Вертикаль": гравировка с названием клипера по золоту на штурвале - "Смелый".
Впервые за свою почти 80-летнюю историю легендарный барк "Крузенштерн" на месяц превратился в большую съёмочную площадку. Снимался фильм "Пассажирка" по рассказу Станюковича. Сцены из сюжета были таковы: власти Сан-Франциско просят взять на борт русского корабля пассажирку, вдову американского богача. Она добирается на родину, следуя в Гонконг. По пути в неё, красивую и молодую, все влюбляются. "За месяц плавания через Тихий океан вспыхивают конфликты между офицерами, доходит даже до дуэли, - рассказывает конструктор Ялтинской киностудии Валерий ПАВЛОТОС. - В общем, оправдывается поговорка: женщина на корабле - к несчастью". До приезда в Калининград, группа вела съёмки в Крыму, в Ялте. Там построили "китайские" декорации, и курортный город на время превратился в Гонконг.
По чертежам Валерия Павлотоса ещё прошлой зимой на Светловском судоремонтном заводе начали изготавливать декорации. "В сентябре, когда парусник отправлялся из Светлого, на палубе горой лежал съёмочный реквизит, - говорит Валерий Павлович. - На ходу, пока шли к месту съёмок на Канары (по замыслу режиссёра берег должен был очертаниями напоминать Сан-Франциско) - примерно две недели, всё монтировалось... Корабль в пути постепенно обрастал элементами декора - надо было спрятать современность". Моряк-профессионал обратит внимание на детали и, может быть, увидит кое-какие несовпадения с обликом старого военного клипера, соглашаются специалисты судоремонтного завода. Но это не главное, считают они. Большинство зрителей будут захвачены развитием сюжета и ничего другого не заметят. Когда наш парусник подошёл к испанскому берегу, то полностью был готов к съёмкам.
"Капитану порта Санта-Крус доложили, что "Крузенштерн" стал у стенки, - вспоминает капитан барка Олег СЕДОВ, - Тот растерялся: "Где?! Я его не вижу!" Даже капитан порта не смог узнать, хотя мы каждый год сюда заходим. Представьте, огромная труба на палубе, пушки, цвет судна другой, капитанский мостик и декор из красного дерева, настройки переоборудованы..."
На таком красавце ежедневно, с 9 утра и до позднего вечера, проходили съёмки. Вся съёмочная группа: с актёрами, ассистентами, костюмерами - более 70 человек - жила по соседству на научно-исследовательском судне "Академик Вавилов", которое на время стало плавучей гостиницей. "Из тех артистов, которых зритель знает очень хорошо, снимались Сергей Никоненко и Виктор Сухоруков, - рассказал директор съёмочной группы Евгений ВИНОГРАДОВ. - Марат Башаров играл небольшую роль. Сейчас в павильоне Мосфильма построили интерьер корабля, и там с 13 декабря планируется продолжить съёмки. А завершится всё в феврале в Санкт-Петербурге. Фильм, вероятно, сможем увидеть через год".
На судне проходили плавательную практику курсанты Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота и несколько учащихся Калининградского и Волжско-Каспийского морских рыбопромышленных коллеждей. Наряду с учебой, некоторым довелось попрактиковаться и в актёрском искусстве. Курсанты 3-го курса Калининградского морского рыбопромышленного колледжа Александр Захаров, Илья Филиппов, Виктор Войцехович и Алексей Максимишин рассказывают, как переодевались в матросов российского флота XIX века и играли в массовках: выполняли команды, стреляли из пушек... На вопрос о том, знакомились ли с актрисами, отвечают: "Да, девушки были красивые, но по возрасту старше, а главное, заняты - у них кавалеры с дорогими яхтами". Ребята вспоминают, как во время съёмок пушка, выстрелив, по инерции подалась вперёд и упала за борт.... На следующий день её выловили у берегов - деревянный муляж неплохо держался на воде, и представители испанских властей отбуксироавли потерю на "Крузенштерн".
"Конечно, съёмки фильма -это дополнительная нагрузка на экипаж, - говорит капитан Олег Седов, - но всё равно было очень интересно и время в рейсе пролетело незаметно".
Станиславу Говорухину 71 год. Широко известен как режиссёр полюбившихся зрителю фильмов. Из них самый популярный, пожалуй, - "Место встречи изменить нельзя" (1979 г.). Написал 12 киносценариев, в его творческом багаже -несколько актёрских ролей, театральных постановок.
Смотрите также: