Четыре ноябрьских вечера под сводами бывшей кирхи Святого Семейства звучал джаз: на берега Преголи съехались участники 4-го международного фестиваля "Джаз. в филармонии".
Максима ПИГАНОВА язык. не. поворачивается назвать москвичом. Слишком многое связывает известного в России и на Западе музыканта с Калининградом. Именно здесь он нашёл своё призвание и по сути состоялся как джазовый исполнитель. В Янтарный анклав маститый тромбонист давненько не заглядывал - всё никак пути-дороги не проходили.
- Чем порадовал родной город?
- Честно говоря, не было времени ни осмотреться, ни с кем-то пообщаться. Сегодня коллектив, который я привёз - джаз-ансамбль "Trombones Show - 2007", выступит на филармонической сцене, а завтра в 7 утра мы вылетаем обратно в Москву. Поэтому просто не представляю, чем живёт Калининград. Единственное, что отметил - очень часто в городе стали проводиться джазовые фестивали.
- А что творится в российском джазе?
- Он всё активнее заявляет о себе на американском континенте вслед за Игорем Бутманом, протоптавшим туда широкую дорожку. Сегодня несколько наших музыкантов играют в престижном оркестре Чарлза Мингуса. Один из них - Николай Левиновский, с которым мы записывали диск. Зачастили джазмены из Штатов и к нам в Россию. Например, Винтон Морсалес и Ренди Брекер уже просто прописались в бутмановском оркестре. Они постоянно приезжают, гастролируют по Сибири. И о России уже не говорят, что там, мол, непонятно какой джаз. Всё достаточно серьёзно.
- В чём проявляется особенности русского джаза?
- Как и наша жизнь, он довольно сумбурный и бестолковый. Хотя есть коллективы, в которых всё поставлено чётко. Например, у того же Левиновского, проведшего несколько лет в Америке. У нас так мог делать только мой первый наставник в калининградской филармонии Виктор Авдеев. Кстати, для многих россиян калининградский джаз стойко ассоциируется с Авдеевым, хотя его с нами уже нет.
- Думаю, всё дело в финансах. И это нормально. В своё время джаз в Америке из Чикаго переметнулся в Нью-Йорк - вслед за большими деньгами.
- Значит, на долю периферии достаётся глухое прозябание?
- Ну что вы! Земля русская богата талантами. Куда не приедешь, в любом городе хоть одного-двух крепких джазовых музыкантов обязательно.
- А как бы вы обозначили мировые тенденции джаза?
- Это возвращение к мейнстриму, к основному течению джаза - свинговой музыке. Задаёт его в какой-то степени Винтон Морсалес, который создал свой оркестр по подобию Дюка Элингтона и аранжировки делает в его стиле. Хотя хватает и джаз-рока, и фолька (у нас этим Герман Лукьянов занимался, писал такие пьесы, как "Иванушка-дурачок", свистульки употреблял). В Америке много джаза в Нью-Йорке, в Лос-Анжелесе и традиционно - в Новом Орлеане. А где-нибудь в Сент-Луисе, к примеру, ни одного джаз-клуба нет, в Майами - исключительно латинская музыка.
- В Штатах часто приходится бывать?
- Сейчас не так часто. Я долгое время ездил туда, 2 года жил в Америке, а потом открыл для себя Россию. У нас много хороших музыкантов, да и вообще интересная, оказывается, страна.
Смотрите также: