Примерное время чтения: 4 минуты
54

Возвращение в стиле блюз

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47 21/11/2007

Четыре ноябрьских вечера под сводами бывшей кирхи Святого Семейства звучал джаз: на берега Преголи съехались участники 4-го международного фестиваля "Джаз. в филармонии".

Максима ПИГАНОВА язык. не. поворачивается назвать москвичом. Слишком многое связывает известного в России и на Западе музыканта с Калининградом. Именно здесь он нашёл своё призвание и по сути состоялся как джазовый исполнитель. В Янтарный анклав маститый тромбонист давненько не заглядывал - всё никак пути-дороги не проходили.

- Чем порадовал родной город?

- Честно говоря, не было времени ни осмотреться, ни с кем-то пообщаться. Сегодня коллектив, который я привёз - джаз-ансамбль "Trombones Show - 2007", выступит на филармонической сцене, а завтра в 7 утра мы вылетаем обратно в Москву. Поэтому просто не представляю, чем живёт Калининград. Единственное, что отметил - очень часто в городе стали проводиться джазовые фестивали.

- А что творится в российском джазе?

- Он всё активнее заявляет о себе на американском континенте вслед за Игорем Бутманом, протоптавшим туда широкую дорожку. Сегодня несколько наших музыкантов играют в престижном оркестре Чарлза Мингуса. Один из них - Николай Левиновский, с которым мы записывали диск. Зачастили джазмены из Штатов и к нам в Россию. Например, Винтон Морсалес и Ренди Брекер уже просто прописались в бутмановском оркестре. Они постоянно приезжают, гастролируют по Сибири. И о России уже не говорят, что там, мол, непонятно какой джаз. Всё достаточно серьёзно.

- В чём проявляется особенности русского джаза?

- Как и наша жизнь, он довольно сумбурный и бестолковый. Хотя есть коллективы, в которых всё поставлено чётко. Например, у того же Левиновского, проведшего несколько лет в Америке. У нас так мог делать только мой первый наставник в калининградской филармонии Виктор Авдеев. Кстати, для многих россиян калининградский джаз стойко ассоциируется с Авдеевым, хотя его с нами уже нет.

- Лавры столицы российского джаза сегодня, безусловно, принадлежат Москве. С чем это связано? Ведь в Питере в своё время играли неплохие коллективы.

- Думаю, всё дело в финансах. И это нормально. В своё время джаз в Америке из Чикаго переметнулся в Нью-Йорк - вслед за большими деньгами.

- Значит, на долю периферии достаётся глухое прозябание?

- Ну что вы! Земля русская богата талантами. Куда не приедешь, в любом городе хоть одного-двух крепких джазовых музыкантов обязательно.

- А как бы вы обозначили мировые тенденции джаза?

- Это возвращение к мейнстриму, к основному течению джаза - свинговой музыке. Задаёт его в какой-то степени Винтон Морсалес, который создал свой оркестр по подобию Дюка Элингтона и аранжировки делает в его стиле. Хотя хватает и джаз-рока, и фолька (у нас этим Герман Лукьянов занимался, писал такие пьесы, как "Иванушка-дурачок", свистульки употреблял). В Америке много джаза в Нью-Йорке, в Лос-Анжелесе и традиционно - в Новом Орлеане. А где-нибудь в Сент-Луисе, к примеру, ни одного джаз-клуба нет, в Майами - исключительно латинская музыка.

- В Штатах часто приходится бывать?

- Сейчас не так часто. Я долгое время ездил туда, 2 года жил в Америке, а потом открыл для себя Россию. У нас много хороших музыкантов, да и вообще интересная, оказывается, страна.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно