Яков Теодорович никакого отношения к революционеру Герцену, которого "разбудили декабристы", не имеет. И его деятельность далека от революционной: он работает в средневековом замке, создаёт прекрасное.
В замке Инстербург в Черняховске можно увидеть рыцарей, драконов и сказочных красавиц, реально запечатлённых на чеканках в мастерской художника Герцена. Образы героев Якову Герцену навевают старинные местные легенды. В Калининградскую область он приехал из Средней Азии почти 17 лет назад. Купил дом с садом в посёлке Щеглы на свою семью с девятью детьми. Обжился. О переезде в другие края не думает. Хотя проблем хватает. Здесь, в Калининградской области, он не чувствует свой талант таким востребованным, как прежде. Заказы получает редко, в основном от немцев. До распада Советского Союза в Казахстане и Киргизии клиенты выстраивались к Герцену в очередь. Ему, действительно, удалось виртуозно овладеть техникой чеканки или, как сейчас говорят, металлопластики. Учиться работать по металлу пришлось самому - восточные мастера не хотели делиться секретами. Дома молодой Яков обкладывал двери и окна подушками и матрасами, чтобы не тревожить соседей шумом. День и ночь настойчиво постигал мастерство восточной чеканки, пока не увидел: получилось!
Главный оценщик
Жена, подарившая Якову Теодоровичу пять дочек и четверых сыновей, стала его Музой. Как говорят домочадцы Герцена, все женские образы в его произведениях похожи - у них черты её лица.
Галина Алексеевна всецело посвятила себя детям. Прежде когда-то работала воспитателем в детском саду. "Если научишься управляться с 50 детьми, то со своими собственными тем более справишься", - смеётся она. И тут же вспоминает, что последнего, Гришу, родила в 43 года. Немного стеснялась беременности - ведь старшей-то дочке было уже 23. Сегодня не нарадуется, глядя на младшенького. Галина Алексеевна не только строгий воспитатель, но и, по мнению супруга, самый объективный "оценщик". Каждую работу художник первым делом показывает ей. Если "детище" не понравилось, значит, не удалось, и Яков Теодорович тут же уничтожает своё произведение. "Жалко, - рассказывает Галина Алексеевна. - Иногда уговариваю: Яша, не разбивай хорошую картину.... А он уже по глазам увидел, угадал... Отвечает: нет, поздно....".
Калининграду нужен сувенир-символ
Сейчас Яков Теодорович работает в основном по дереву и по металлу, изредка занимается живописью. Последние два года у него - своя мастерская в замке Инстербург. Здесь же выставлены детские работы из керамики - результаты преподавания Герцена в кружке "Народные промыслы" черняховского детско-юношеского центра. "Стараюсь передать свои знания", - говорит 59-летний художник и признаётся, что из его собственных детей только старшая дочка Анна пошла по его стопам - стала талантливым мастером резьбы по дереву.
Яков Теодорович считает, что он мог бы помочь в создании сувенира-символа Калининградской земли. Стандартные янтарные поделки можно купить и в других городах России. А какое изделие, пропитанное духом земли местной, мог бы увезти турист из Черняховска или Калининграда? Герцен много думает об этом. Как-то приходил с предложениями и в мэрию Черняховска, но его не поняли... "Наверное, здесь это мало кого интересует", - пожимает плечами мастер и продолжает творить.