Примерное время чтения: 7 минут
357

Молочные реки текут из Гусева

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 25/07/2007

Молочная продукция во все времена пользовалась у населения устойчивым спросом. Трудно представить современный стол без сметаны, творога, кефира, кисломолочных йогуртов и разнообразных сортов сыра. А уж о таком ценном и полезном продукте, как цельное молоко, и говорить не приходится.

Гусевский молочный завод - единственное в области предприятие подобного профиля, имеющее довоенную историю. Начиналось здесь всё ещё при немцах, в 1934 году, и по сей день заводчане следуют славным традициям прусских молокоизготовителей. По сути, не претерпели больших изменений и заводские корпуса - скажем, сыры здесь вызревают в тех же подвалах, что и в середине прошлого века. Понятное дело, техническая мысль не стоит на месте - оборудование на предприятии постоянно обновляется, внедряются новейшие технологии и методы производства.

В советские времена, в эпоху плановой экономики, молочные заводы региона успешно функционировали в Нестерове, Гусеве, Черняховске, Правдинске, Полесске и Калининграде. А вот перестройка больно ударила по прежним связям. Нелегко пришлось и гусевским молочникам. В 90-е годы завод выпускал только молоко, кефир, сметану и некоторые из сортов сыров.

С 2000 года предприятие вновь начало активно развиваться. Подъём связан с приходом сюда больших инвестиций группы предприятий "Долгов и Ко" и включением в состав холдинга "Гусевмолоко". Помимо молзавода сегодня в него входят 7 хозяйств, являющихся собственностью холдинга. Это пять крупных сельскохозяйственных производств в Нестеровском районе, хозяйство в Краснознаменском районе и непосредственно в Гусеве. Таким образом, удалось наладить замкнутый цикл производства: перерабатывают и продают здесь собственное молоко, что практически решает проблему с сырьём. Впрочем, от закупок со стороны руководство завода также не отказывается, с желающими реализовывать молочную продукцию здесь всегда рады вести переговоры.

"Крылатый" долгожитель

Нет необходимости делать акцент на том, что ассортимент молочной продукции на Гусевском молзаводе неуклонно расширяется. К постоянной модернизации производственного процесса заводчан подталкивают рыночные отношения, жёсткая конкуренция.

Последний проект, начало которому здесь было положено в январе 2007 года, осуществлён совместно с всемирно известной компанией "Тетрапак" - это молоко "Тетра фино асептик" в особой упаковке. По данному направлению гусевцы являются первопроходцами: никто в области на сегодняшний день не выпускает ультра высокотемпературнообработанной продукции. Благодаря новейшим технологиям это молоко может храниться в течение месяца. Важно подчеркнуть: никакой "химии" здесь нет в помине, это полностью закрытый цикл, при котором в процессе производства молоко ни с чем не соприкасается. Процесс полностью автоматизирован, людей в новом цеху работает очень мало. Эффект же достигается главным образом за счёт удивительной по качествам 5-слойной упаковки "Тетрапак". Это запатентованная технология, и для стерильности она проходит дополнительную обработку перекисью водорода. Исследования, проведённые специалистами ООО "Гусевмолоко", показали: продукт в такой таре способен выдержать хранение до 3 месяцев.

Схема технологии стерилизации вкратце выглядит следующим образом: молоко в автоклаве в течение 4 секунд нагревается до температуры в 139 - 141 градус. После чего резко охлаждается до комнатной температуры (20 - 25 градусов) и разливается по пакетам. При этом жиры, входящие в состав молока, не слипаются и не отстаиваются в виде сливок, как в домашних условиях. Если в автоматизированной системе происходит какой-либо сбой, линия останавливается и начинается мойка.

Литровая упаковка под маркой "Крылатое" - очень качественный и удобный продукт. Во-первых, это весьма удобно: потребитель в магазине единовременно запасается молоком на довольно длительный срок. Температура хранения упаковки "Тетрапак" - от 2 до 25 градусов, никакой холодильник не требуется (цените, дачники!). По цене же "Крылатое" вполне сопоставимо с другими видами молочной продукции.

Маркетинг и культура потребления

Пока не удалось выйти на расчётные объёмы производства (а проектная мощность аппарата - 3600 литров в час), делать какие-то прогнозы, считает директор по маркетингу ООО "Гусевмолоко" Николай Понасенко, преждевременно. А вот о причинах, тормозящих этот процесс, задуматься в самый раз.

Главная - это низкая культура потребления молока в области, мешающая развитию продаж асептики. В день человеку необходимо 1,5 литра жидкости. Что же предпочитают пить калининградцы? Кофе, пиво, модные ныне энергетические напитки. Среднестатистический калининградец выпивает порядка 50 литров молока в год. Это меньше, чем в других регионах России. Нужно менять сложившееся положение, вести соответствующую пропаганду, убеждать в полезности натуральной витаминной продукции. Ведь в конечном счёте это касается здоровья наших земляков: в одном стакане молока находится суточная потребность человека в аминокислотах и кальции.

Впрочем, энтузиазма гусевским молочникам не занимать. В своё время они первыми в области начали реализовывать молоко в упаковке "Линпак" (знаменитые "кувшинчики") и за 2 года преуспели в этом деле. Упаковка очень удобная и экологичная. В основе эколина-линпака - яичная скорлупа. Выпил молоко, пакет на даче зарыл - и он полностью распался за 2 месяца.

Теперь вот "Тетрапак". Тот же пакет, привычный формат, зато не рвётся, не протекает, да ещё месяц хранится. Очевидная выгода для розницы. Есть такой ролик у компании "Тетрапак": потребитель интересуется, почему так долго остаётся свежим молоко в этой упаковке? А потому, отвечает производитель, что мы убиваем всех злых бактерий и даём жизнь хорошим.

Вороне где-то бог...

О сырах Валентина Синичина готова говорить часами. Неудивительно - любимым делом главный гусевский сыродел занимается уже 38 лет. Зреют сыры, как уже упоминалось, в старых немецких подвалах. У каждого - свой срок. "Голландский", к примеру, лежит месяц, "Российский" - два, потому и жирность в нём выше, и эластичность, мягкость, аромат он должен набрать. А разработанный специалистами "Балтийский" - 15 дней. Сыр здесь варят по классическим технологиям. Только раньше парафин использовали, а нынче его сменила (технический прогресс!) специальная пленка. Крупные головки тянут на 7 - 8 кг. Брусковый заметно меньше - от 4,5 до 6.

Молочные братья

Коллектив "Гусевмолоко" на сегодняшний день представляет собой сплав ветеранов и молодёжи. Генеральный директор Станислав Грубинов на заводе уже 26 лет. 30 лет - главный бухгалтер Валентина Миколайчук, 34 года - снабженец Олег Моисеенко. Молодая смена, возможно, идёт не так активно, как хотелось бы, но на то есть объективные причины: сегодня в области специалистов-молочников практически никто не готовит.

Что касается дальнейших планов, то к середине 2008 года в масштабах холдинга будет задействована своя мегаферма на 2,5 тысячи голов дойного стада. Этот высокобюджетный инвестиционный проект собираются осуществить в Нестеровском районе. А вот новая линия по выпуску сокосодержащих йогуртов и фруктовых кефиров в упаковке "Эколин" объёмом 0,5 литра уже запущена на заводе. Недели через три эту вкуснейшую продукцию увидят на прилавках сети супермаркетов "Виктория", "Вестер", "Седьмой континент" и магазинов помельче все почитатели продукции "Гусевмолоко".

Очень поддерживает, всячески оказывает содействие, радеет и борется за интересы земляков глава Гусевской администрации Николай Цуканов. Это и понятно: ООО "Гусевмолоко" - одно из немногих действующих на сегодняшний день перерабатывающих предприятий в районе. И хотя неуклонно увеличивающаяся доля заводской продукции на молочном рынке области не достигла пока того уровня, чтобы их можно было называть монополистами, гусевцы не унывают: значит, есть резервы роста.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно