Плотный поток транспорта в районе Центрального рынка для послеобеденного времени - явление обычное. Как и черепашья скорость машин. Мотороллер при таких дорожных условиях движется гораздо быстрее респектабельных иномарок.
Ветер в голове
Он легко маневрирует и так же быстро останавливается у обочины. Пользуясь паузой, пока сотрудник областного управления ГИБДД Валерий Авдеенко проверяет документы, мы с его коллегой - руководителем группы пропаганды Натальей Диденко - задаём 17-летнему Сергею вопросы:
- Правила-то знаешь?
- Ну так...Родители заставляли...
- С какой скоростью ездишь?
- Обычно 40-45 км в час, 50 - по Московскому проспекту. Если постараться и хорошенько пригнуться, можно разогнаться до 60 км в час.
- В уши не дует, без экипировки не страшно?
- Когда едешь в пробке, в шлеме неудобно маневрировать, мешает...
- Сколько стоит твой мотороллер?
- У меня их три. Этот - дешёвый, стоит всего 47 тысяч рублей.
Сергей продолжает рассказывать, объясняя нам преимущества скутера. Тут же юноша спокойно замечает: чуть ли не каждую неделю кого-то на мотороллере сбивают. Встречаются агрессивно настроенные водители легковушек, и особенно часто рвущуюся вперёд молодёжь подрезают таксисты.
По-родительски вздохнув, отпускаем мальчишек. "Правил они не нарушали, держались правой стороны, ближе к краю проезжей части, скорость небольшая, - комментирует инспектор дорожно-патрульной службы Авдеенко. - На мотороллеры с объёмом двигателя в 50 кубов нужен только техпаспорт. Другие документы иметь при себе водители не обязаны. Поэтому возраст не проверишь, только визуально. Хотя для управления транспортными средствами такой мощности возрастные ограничения в правилах не оговариваются".
Мотоциклы - бич для ГАИ
Скутер - не мотоцикл, всегда отговоришься перед сотрудником ГАИ: мол, скорость для города небольшая, да и в двигателе "кубиков" маловато. А возраст и приврать можно. "В том-то и парадокс: людей штрафуем за то, что они сами о себе не заботятся", - говорит Наталья Диденко.
Вместе с ней отправляемся на стационарный пост милиции, расположенный при выезде из города на Московском проспекте. Кстати, стационарный пост ГАИ с соответствующим техническим обеспечением, рабочими помещениями и удобствами для сотрудников - единственный в Калининградской области. Здесь установлена современная система автопоиска, которая считывает номера подъезжающих машин. Если по ориентировкам в базе данных она значится в розыске, то сразу, в течение нескольких секунд, срабатывает сигнализация. За ограждением стоянки накопителя - почти два десятка мотоциклов. Сюда дорожный патруль определяет транспорт без необходимых на него документов. "В весенне-летний сезон мотоциклы - для нас бич, - рассказывает старший инспектор ДПС городского отдельного батальона Виталий Губарь. - Нарушений хватает, не меньше чем у водителей автомобилей. Самые распространённые - отсутствие шлема, превышение скорости, а также плохое техсостояние транспорта или мотоцикл не зарегистрирован". Кстати, за управление мотоциклом без шлема, которое запросто может обернуться инвалидностью, штраф - 50 рублей.
Свадебная лошадь
Интересуюсь у Виталия, каково в таком рёве и на солнцепёке стоять на посту, вдыхая выхлопные газы по 12 часов подряд? "За 13 лет службы в ДПС к трудностям привык", - отвечает инспектор. На вопрос в лоб о зарплате называет сумму в 8 тысяч рублей в месяц. При этом надо кормить троих детей. Как-то уходил со службы, но потом вернулся - не смог без этой работы.
"Скоро, 3 июля, у нас профессиональный праздник. Дата почти совпадает с Днём города Калининграда, - говорит Наталья Диденко. - И мы обычно вспоминаем анекдот о сходстве гаишников со свадебной лошадью, у которой голова - в цветах, а круп - в мыле. У всех праздники, а у нас - тяжёлые будни".
Языком цифр
За 5 месяцев этого года в области зафиксировано 518 дорожно-транспортных происшествий. В результате погибли 79 и ранены 587 человек. Несовершеннолетние стали участниками 37 ДТП, 1 подросток погиб.