Ровно 11 лет назад на железнодорожном переезде в Черняховском районе произошла чудовищная трагедия: столкнулись пассажирский автобус и проходящий поезд. До дачного посёлка, куда направлялось большинство пострадавших, оставалось всего 200 метров...
Причина катастрофы оказалась банальной: водитель автобуса нарушил правила дорожного движения - объехал остановившиеся перед переездом автомобили и, несмотря на работающую сигнализацию и звуковые сигналы дизеля, въехал на пути. В результате столкновения автобус разрезало надвое - погибли 14 человек...
Страшная авария с годами в памяти водителей, видимо, уже "зарубцевалась". Однако недавно Черняховский р-н отличился снова. Причём дважды. Так, в прошлое воскресенье на нерегулируемом переезде участка Черняховск - Советск (в районе посёлка Калужское) водитель "Мерседеса", игнорируя все запрещающие сигналы, выехал на переезд и столкнулся с грузовым поездом. Авто восстановлению не подлежит. Водитель и пассажир остались живы только по чистой случайности - первого спасла подушка бе- зопасности и то, что машина от удара пролетела мимо бетонных столбов и релейных ящиков, другой вылетел через лобовое стекло. Двумя неделями раньше аналогичный случай - на перегоне Междуречье-Пастухово. Там водитель и пассажиры не пострадали, отделались испугом, но получили урок на всю оставшуюся жизнь.
Немецкое наследие
На железнодорожных переездах ДТП случаются нечасто, но последствия их, как правило, очень серьёзны. Их относят к числу самых грубых нарушений, подлежащих строгому наказанию.
Чего только не было в разных регионах России за последний год - летели под откос поезда, воспламенялись цистерны с горючим и, что печально, гибли люди. В этом году - уже 21 человек.
Наша область - самая насыщенная по плотности пересечений железных и автомобильных дорог, это наследие живших здесь ранее немцев. Но тогда и транспорта было меньше, да и водители дисциплинированнее. Сейчас ситуация вызывает тревогу. С начала года сотрудники ГИБДД оштрафовали 12 водителей, а общественные инспектора зафиксировали на переездах более 160 нарушений - на 15% больше, чем в 2011 г. Каждое из них могло стать трагедией.
Кто виноват и что делать?
Ответ очевиден: аварий на переездах удастся избежать, если водители автомобилей будут соблюдать правила дорожного движения. Соблюдать, а не сочинять отговорки типа "торопился, опаздывал, не заметил"... Примечательно, что нашим соотечественникам, выезжающим на своих авто в Европу, даже в голову не приходит нарушить правила проезда переездов в Польше, Литве, а тем более в Германии - боятся огромных штрафов.
Идеальный вариант решения проблемы - разнести пересечения железных и автодорог на разные уровни. Но, как всегда, всё упирается в деньги.
Чтобы минимизировать риск столкновений в зоне переездов, железнодорожники оснащают их современными материалами и оборудованием. Это резинокордовые покрытия, светодиодные светофоры, барьерные автоматы. Годовые объёмы вложений КЖД в модернизацию оцениваются в сумму более 10 млн руб. - курс верный, если рассчитывать на сознательность водителей. Но пока для сельской глубинки больше подходит вариант "танковой" дороги, метров так за сто до переезда. Тогда уж точно поезд увидят...
Однозначно, самый действенный способ отбить охоту нарушать правила - это встреча с сотрудником ГИБДД.