Примерное время чтения: 6 минут
82

"Чужой" войны не бывает?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34 23/08/2006

Несколько калининградских парней собираются в Абхазию. Воевать. Инкогнито.

Боевое волонтёрство присуще русскому человеку. Ещё в позапрошлом веке наши соотечественники сотнями вливались в ряды гарибальдийцев или ехали на выручку греческим повстанцам. Да и в советском прошлом нашлось место доблести нашим добровольцам, сражавшимся за республиканскую Испанию в 1930-е годы. Но даже на рубеже XXI века в сердцах россиян не угасли благородные порывы помочь "братушкам", например, с Кавказа, где абхазы защищают своё право жить свободно и независимо от грузин.

Сразу оговорюсь: мои герои отнюдь не склонны к самоафишированию, и на это есть свои причины. Поэтому их фамилии мне пришлось изменить. Всё остальное, сколь невероятным оно бы ни выглядело, записано со слов людей - реальных участников описываемых событий.

В Абхазию - добровольцами

А началось всё в 90-х, когда двое выпускников Калининградского ВВМУ и один - Киевского "морполита", служившие в соединении надводных кораблей Балтийской эскадры, решили сменить погоны на гражданский сюртук. Во времена повального сокращения и огульного охаивания Вооруженных сил это явление было массовым. Но недаром говорят, что "военную косточку" под пиджак не запрячешь. Молодые души требовали чего-то большего, чем "приспосабливания" к условиям "дикого" капитализма. Хотя и в этой сфере бывшие балтийцы оказались небезуспешны. Более того, в рядах дружной тройки появился четвёртый "мушкетёр" - вполне преуспевающий замдиректора станции автосервиса. Именно в этом составе Александр Малыгин, Александр Веточкин, Андрей Рубанюк и Денис Чуйко приняли неожиданное для многих решение ехать в далёкую Абхазию, где в то время вовсю полыхала гражданская война.

Впрочем, об этом не знали даже близкие родственники волонтёров. И уж тем более супруги обоих Александров, которые к тому времени успели обзавестись семьями. Для них мужья были в длительной "служебной командировке". Правда, каждый день этой "командировки" грозил стать для молодых людей последним, поскольку на знаменитых абхазских курортах они если и отдыхали, то лишь в коротких перерывах между боями с грузинской армией, пытавшейся оккупировать причерноморскую республику.

По словам Дениса, русских волонтёров в рядах абхазов было немало, и львиную долю из них составляли бывшие офицеры. Недаром местное командование очень ценило добровольцев-славян. Ещё одна немаловажная деталь: они, как правило, не имели ничего общего с известными прибалтийскими снайперами-наёмниками, которые ехали в "горячие точки" исключительно из-за денег. Наши по большей части были "идейными", а скромного денежного довольствия не получали порой по нескольку месяцев.

О подробностях тех дней можно написать целую книгу. Например, о том, как прорывались из окружения в разрушенных Гаграх, но прорваться не получилось, и лишь чудом удалось выйти из горящего порта на подоспевших катерах, командовал которыми, к слову, бывший кавторанг Черноморского флота. Или о том, как горными перевалами поднимались выше облаков, чтобы сконцентрироваться и внезапно обрушиться на противника там, где он меньше всего ожидал. Участвовали в этих походах и чеченские союзники - боевики под предводительством мало кому ещё известного Шамиля Басаева, которые воевали тогда на стороне абхазов. До чеченской бойни оставалось два года...

В полку "идейных" пополнение

Но всякая война имеет обыкновение когда-нибудь кончаться. Восемь месяцев почти непрерывных боёв нашим землякам удалось пережить невредимыми, за исключением нескольких "царапин". В итоге Александр Малыгин заслужил наградной клинок из рук министра обороны самопровозглашённой Абхазии, а Андрей Рубанюк нашёл здесь свою "половинку" - абхазскую девушку Нанину, в теперешнем обиходе Нину. Женился и осел на гостеприимной кавказской земле, ставшей для его детей родиной.

Неподалёку от Новоафонского монастыря Андрей арендовал землю, развёл форелевое хозяйство, построил кемпинг и теперь принимает у себя туристов из России и ближнего зарубежья. Своих боевых друзей он не видел уже более десяти лет, хотя регулярно с ними переписывается. Но похоже, что скоро долгожданное свидание состоится. Слишком уж напряжённая обстановка складывается сегодня вокруг самопровозглашённой республики. Из былого тандема, правда, выпал Александр Веточкин, который уехал куда-то в большую Россию. Зато к Александру Малыгину и Денису Чуйко собираются присоединиться два студента РГУ имени Канта и бывший офицер-пограничник, работающий ныне менеджером по рекламе. Ребята, по словам Дениса, сплошь "идейные", не имеющие ничего против грузин как таковых, но считающие Саакашвили международным преступником, виновным в геноциде абхазского народа.

Право жить независимо надо отвоевать

В том, что бывшие товарищи по оружию их ждут, наши ребята не сомневаются. Как и в том, что Абхазия когда-нибудь получит суверенитет. Недавнее заявление Путина о том, что каждый народ имеет право решить свою судьбу посредством референдума, здесь восприняли с пониманием и поддержкой.

Я задал парням, наверное, нескромный вопрос: "Почему вы, считающие себя патриотами России, не приняли участие в чеченском конфликте?" На что Денис ответил: "Война в Чечне - это отмывание денег. За что там погибают русские мальчишки - неизвестно даже им самим. Я бы, со своей стороны, отпустил чеченцев на все четыре стороны. Но с условием: в Россию отныне - только по визам! В Абхазии ситуация иная. Почему, например, прибалты или косовские албанцы имеют право жить независимо, а абхазы или осетины нет? И если это право надо завоёвывать с оружием - что же, значит, так тому и быть".

Комментарий Сергея Безбережьева, представителя МИД РФ в Калининграде: - Государство не несёт ответственности за так называемых волонтёров. Единственное, что мы можем - это предостеречь наших сограждан от посещения "взрывоопасных" регионов. Перечень таких мест публикуется в СМИ регулярно. В настоящее время Абхазия в этом списке не числится. С другой стороны, законодательство Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за "участие в незаконных вооружённых формированиях", к которым, согласно международному праву, относятся и войска самопровозглашенной Абхазии. К тому же статус "добровольца" не отличается от статуса наёмника, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так что я не советовал бы нашим землякам в очередной раз испытывать судьбу!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно