Бывший мэр Москвы Юрий Лужков в шутку называет свои угодья в Калининградской области небольшим хобби, но оно все больше приобретает черты крепкого фермерского хозяйства. Юрий Михайлович разводит овец, выращивает пшеницу и рапс. Теперь появился заводик по производству гречки.
Что покупать?
Виктория Исаенко, KLG.AIF.RU: - Юрий Михайлович, как вы оцениваете перспективы развития экономики Калининградской области в условиях существующего экономического кризиса?
- Когда экономическое положение всей страны сложное, ни один регион не сможет избежать трудностей. Конечно, это все осложняет перспективу, но я сторонник такого принципа в жизни: если складываются более жесткие условия, нужно больше терпения, работы, изобретательности и таланта для того, чтобы эти сложности тебя не задавили.
- Власти считают, что введенное продуктовое эмбарго даст толчок к развитию отечественного производства. Насколько оправданна эта позиция?
- Продуктовое эмбарго - повод задуматься над тем, что можно покупать, а что производить самим. Если мы имеем экспортный потенциал зерна, то введенное эмбарго не создает условий для наращивания производства, например, пшеницы.
Другое дело, когда речь идет, скажем, о мясе, которое мы в больших количествах закупаем. Тут, безусловно, возникают стимулы по увеличению объемов мясного производства, по выращиванию большего количества скота. Взаимосвязь проста: если твой продукт востребован, то это и является одним из главных условий расширения производства. Поэтому в том, что связано с выращиванием экспортной сельхозпродукции, я не вижу каких-либо стимулов и дополнительных условий, которые сработали бы с точки зрения пользы для аграриев.
- А что вы думаете по поводу введенного Россией эмбарго на молоко?
- У нас в стране очень чувствительная нехватка производства молочной продукции, продуктов переработки молока, сыров (все вместе около сотни наименований). Введение нами самими эмбарго на поставку из-за рубежа этой категории товаров - бесперспективное и неправильное решение. Если уж так остро встал вопрос, то ввели бы эмбарго на продукцию, которая у нас в избытке, а накладывать ограничения на то, в чем мы испытываем дефицит, означает ограничивать собственное население в этих продуктах.
Хорошо еще, что не урезали поставку детского питания! Я удивляюсь: установили запрет на ту же молочную продукцию, но при этом ввозим из-за рубежа в грандиозных количествах питьевую воду! Мы, имея значительный процент от мировых запасов, покупаем воду и не устанавливаем на нее эмбарго, тем самым, не даем возможности развивать отечественное производство питьевой воды. В таких ответных мерах на ограничения, которые ввели по инициативе Европы и США, мало логики.
Будет своя крупа
- Расскажите о строительстве в Калининградской области завода по переработке гречки.
- В прошлом году мы собрали 600 тонн гречихи и собирались продать ее прибалтам, как обычно делали в предыдущие годы, потому что у нас не было технологии обрушения зерна, то есть освобождения его от наружных оболочек. Но, учитывая, что прошлогодний урожай этой культуры в стране был недостаточным, губернатор Николай Цуканов предложил не отправлять нашу гречиху за рубеж, а перерабатывать и продавать ее в пределах Калининградской области.
Понимая общую ситуацию с продовольствием, мы приняли его предложение, хотя это и влекло финансовые затруднения, ведь после реализации гречихи мы закрыли бы все вопросы по зарплате, налогам и т. д.
А вышло так, что после обещания губернатору нам пришлось срочно искать финансирование на закупку технологической линии по переработке и упаковке зерна. Пришлось приобретать еще и фасовочный цех, а это серьезные затраты. Но надеемся, что эти вложения окупятся. Планируем каждый год расширять посевные площади на 30-40%, увеличивать объем сбора гречихи и обеспечивать регион своей крупой.
Пастбищ мало
- Какие еще проблемы для развития сельского хозяйства вы видите в регионе?
- Есть один аспект, о котором не так много говорят, а это важно. Касается он мелиорации. Мы активно участвуем в мелиоративных программах, знаем ситуацию изнутри. Эти программы необходимо расширять. Работы по мелиорации дорогостоящие, за счет ресурсов области реализовать их затруднительно, поэтому тут необходима господдержка.
Если говорить о перспективах развития, то один из острых вопросов - нехватка земель для пастбищ. Например, мы обещали довести поголовье овец до пяти тысяч, но для их выпаса необходимо больше земли, чем есть сейчас.
Будем просить руководство Калининградской области помочь приобрести пустующие земли, для того чтобы наращивать потенциал нашего хозяйства, работа которого, хотелось бы верить, полностью соответствует интересам региона.