Что бы ни говорили политики, а народы сами определяют, как относиться к тем или иным событиям. Несмотря ни на что, сотрудничество в рамках этой программы только крепнет. С января границу пересекли 5,5 млн человек, и более половины из них - в режиме МПП.
Зря боялись
Если раньше карточками МПП чаще пользовались поляки - на их счету было 70-80% перемещений, а 20% - россияне, то теперь пропорция сравнялась: 50 на 50. По прогнозу, к концу года границу пересекут 7 млн человек (на миллион больше, чем в 2013 г. ).
«Рулит» экономика. Калининградцы едут в Польшу за более дешёвыми продуктами, но не только. Земляки оставляют деньги в отелях, парикмахерских, автомастерских и медцентрах, ходят в филармонию. Как сообщила эксперт Польского института международных дел Анна Мария Дынер-Смигельска, с начала года россияне потратили в Польше 92 млн злотых. Вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года!
И это при том, что в калининградских супермаркетах средний чек подешевел на 6%. Люди не хотят покупать товары по «раздутым» ценам, в часе езды от Калининграда всё гораздо дешевле.
Сейчас у тех, кто получал карты первыми, заканчивается срок их действия. Новые разрешения выдают уже на пять лет. Эксперты отмечают: разгула преступности боялись зря. Нарушений за два года было всего 80.
Поездом - быстрее!
Поляки не скрывают: МПП стало толчком для развития приграничных территорий. Они открывают новые дисконты, зазывают на культурные мероприятия. Хотя Год России в Польше официально отменили, сотрудничество плавно переходит на региональные пути межличностных контактов.
Ситуацию на погранпереходах обе стороны назвали «узким горлом» проекта. Несмотря на усилия по модернизации их инфраструктуры и электронные новшества, в выходные на границе не иссякают многокилометровые очереди.
За два-три года поляки обещают завершить реконструкцию железнодорожных путей на маршруте Ольштын - Бранёво. В перспективе железную дорогу продолжат до Калининградской области. Добираться в Польшу будет быстрее!
Губернатор Калининградской области Николай Цуканов предложил распространить режим малого приграничного передвижения на всю Польшу.
Глава региона намерен вынести это предложение на обсуждение российско-польского совета по сотрудничеству.
Он также обратился к польским компаниям, чтобы те участвовали в тендерах на право получить государственные контракты. Поле для деятельности - широкое. В области строятся пассажирский порт, игорная зона.