Падение курса рубля вкупе с последними новостями о коронавирусе добавило панических настроений. Негативные тенденции не могли не сказаться на местной экономике. Мы решили узнать, кто попал под удар первым.
Не до жиру
«Вчера купила плиту, которую давно присматривала. Продавцы признались, что полночи переписывали ценники на технику. Мне повезло: взяла без наценки витринный образец, – радуется в магазине бытовой техники покупательница. – А так вся электроника буквально за сутки подорожала сразу на 4-5 тысяч рублей. Наши ушлые торговцы воспользовались ситуацией».
Такого, чтобы люди скупали всю технику подряд, как в кризис 2014 года, сейчас нет. Пришло понимание, что третий телевизор, который потом не продашь, ни к чему.
Зато выросли очереди в обменниках. Многие, как ни странно, стремятся «скинуть» валюту, купленную загодя по хорошему курсу, и хоть немного заработать.
В продуктовых магазинах и на складах резко выросли продажи круп, сахара, консервов и других товаров длительного хранения.
«Мы однозначно не будем проводить переоценку ранее поставленных в сеть товаров. Но новые партии, которые приобретаются за иностранную валюту, будут уже по новым ценам. Это коснётся в основном импортных овощей и фруктов», – рассказал заместитель гендиректора крупной торговой сети Алексей Елаев.
Представители сети уверяют, что запасов хватит на три недели полной изоляции. При необходимости довезут. Границы для фур открыты.
Можно было бы порадоваться за местных аграриев, чей товар будет выгодно отличаться на полках ценником, но недолго. Расходы вырастут и у них, особенно на импортные удобрения и семена.
«Производства, работающие на экспорт, получат дополнительную маржинальность (коэффициент прибыльности. – автор). Для них это хорошо. А вот те фабрики, которые производят товар на российский рынок, будут испытывать затруднения. Рынок сложный и поднять цену не даст, себестоимость увеличится, и маржинальность упадёт либо станет отрицательной. В такой ситуации компании будут вынуждены менять тактику работы», – рассуждает руководитель региональной Ассоциации производителей мебели Михаил Майстер.
Что касается предприятий, ориентированных на экспорт, таких немного. По данным калининградской областной таможни, в 2019 году выявили 10 крупных организаций, обеспечивающих 70% экспорта области. В основном это продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё.
Время брать машину
Первыми попала под удар туристическая отрасль. Небольшие компании могут просто не пережить потрясения последних недель. Да и признанным лидерам рынка приходится несладко. Поездки за рубеж отменяют вплоть до середины апреля – не хотят завозить заразу в область.
До конца марта многие граждане, купившие туры по раннему бронированию, должны были внести остатки сумм по рассрочке. После изменения курса стоимость путёвок для них увеличилась примерно на 5-10 тысяч рублей на человека. Естественно, люди недовольны, – рассказала представитель турагентства Наталья Моргунова. – Новых бронирований нет вообще».
А вот на рынке недвижимости области – ажиотаж. Люди понимают, что деньги обесцениваются, и стремительно. Поэтому сделки по купле-продаже оживились.