Известный педагог и радиоведущий Леонид Клейн прочитал В Калининграде лекцию, посвященную вопросам образования и просвещения. О пользе чтения и ликвидации ЕГЭ с оратором пообщался журналист «АиФ-Калининград».
Для чего мы читаем?
Хороший учитель - кто он?
Школьный учитель - это массовая профессия, а хороший школьный учитель - штучная вещь. Плохие учителя - это скверная школа, которая прекрасно справляется со своей главной задачей: приучает ненавидеть русскую классику. Плохой учитель использует свой предмет как манипуляцию, способ насилия над детьми, а хороший собственным примером вдохновляет. Ребёнок видит, что тот человек, который для него авторитет, который улыбается и говорит умные вещи, любит книги. И маленький человек начинает разбираться в тексте, начинает думать, анализировать. То есть хороший учитель литературы - тот, кто прививает любовь к чтению.
Нужны ли методики?
Методики преподавания не существует - это лукавство. Именно поэтому не прочитал за свою жизнь ни одного методического пособия. И учителю, и родителю можно прочесть кучу педагогических книг и ненавидеть ребёнка (ученика). Для любви методика не нужна! Это не значит, что учитель не овладеет какими-то приёмами, но хороший учитель всегда изобретает велосипед. Если он не изобретёт этот велосипед, не наломает тех дров, которые ломают другие, он не станет учителем.
Кому выгодно ликвидировать ЕГЭ?
Как преподаватель, я принципиально за ЕГЭ. Мария Ивановна, которая преподавала тот или иной предмет, не должна принимать экзамен по этому предмету. Кроме, того, я считаю, что миф о том, что ЕГЭ - это только тесты, - это именно миф. Ведь помимо части А, где нужно ставить галочки, есть части В и С, где от ученика требуется нестандартный, развёрнутый ответ. И, наконец, зачем через полтора месяца после выпускных школьных экзаменов заново сдавать вступительные экзамены в вуз? Вообще, я убеждён, что те, кто ратуют за возвращение советской экзаменационной системы, очень хотят возобновить прибыльную практику репетиторства.
Зачем нужны лекции?
Люди умственного труда оказались на обочине. У меня много претензий к СССР, но ТВ-программа той эпохи была ориентирована на интеллигенцию: в эфире звучала классическая музыка. Кончилось это вместе с СССР. А культурный запрос остался. Именно поэтому мне очень нравится, что публичные лекции возвращаются в культурное пространство. Не потеряны некие ключевые для нас вещи. И потом, интернет, хоть это и наше всё, но он не замещает живого разговора.
Есть ли удачная экранизация классики?
На мой взгляд, очень мало экранизаций, отражающих философию и стилистику писателя, а не частные амбиции постановщика, его желание быть оригинальным, актуальным и так далее. К явным удачам я отношу гениальные ленты Михаила Швейцера «Мёртвые души» и «Маленькие трагедии». Самое недавнее достижение - «История одного назначения» Дуни Смирновой. В этой ленте, основанной на реальных событиях, мы видим не сурового старца, торжественно изрекающего выдержки из собственных сочинений, а живого человека - вспыльчивого, сомневающегося, страдающего.