Примерное время чтения: 12 минут
393

На экзаменах нужно «точить топор». У старшеклассников горячая пора - ЕГЭ

ЕГЭ был придуман, чтобы снять двойную нагрузку по сдаче экзамена и в школе, и в вузе
ЕГЭ был придуман, чтобы снять двойную нагрузку по сдаче экзамена и в школе, и в вузе АиФ

Директор Школы будущего посёлка Большое Исаково Алексей Голубицкий два года назад сам неожиданно для всех решился и сдал ЕГЭ. Корреспондент «АиФ-Калининград» поговорил с новатором о приобретённом опыте и проблемах современного образования.

- Алексей Викторович, исходя из пережитого опыта, насколько всё-таки формат ЕГЭ объективен в оценке знаний учащихся как по форме, так и по содержанию?

- Экзаменационная пора – волнительная. Все участники процесса – те, кто сдаёт, готовит, проводит экзамен – испытывают стресс. И это не зависит от формы: когда мы сдавали с вами в школе экзамены, тоже волновались. А уж как волновались, когда приходили в незнакомый вуз, где совершенно посторонние люди задавали нам вопросы, далеко не все из которых были по школьной программе! Есть конкурс в вуз, ограниченное количество мест, и необходимо понять, кто из претендентов наиболее достоин. Чтобы снять двойную нагрузку по сдаче экзамена и в школе, и в вузе, и был придуман ЕГЭ. Раньше выпускники выбирали институт, подавали документы, сдавали экзамены и, если сдавали неуспешно, то «пролетали», попробовать другой вуз в этом году они уже не могли. Сейчас система сформирована так, что любой ученик из глубинки может подать документы и увидеть себя в заветных списках. Если вдруг не получилось – подать документы во вторую волну. На мой взгляд, эта система более гуманна к выпускникам.

- Смущает обстановка, которая с каждым годом становится всё жёстче…

- Мне кажется – это преувеличение, страхи. Кого из нас может напугать видеокамера? Весь город в видеокамерах. Или кого могут напугать металлорамки?  На любой концерт, крупное мероприятие, в фан-зону ЧМ, досмотр в аэропорту мы проходим через них совершенно спокойно, автоматически. Эти меры принимаются, чтобы экзамен прошёл объективно, честно. Не секрет, что есть те, кто пытается обмануть комиссию, но они же обманывают и своих сверстников: получают место в вузе не потому что готовились лучше, а потому что схитрили. Отмена ЕГЭ не уберёт стресс, а просто перенесёт его в стены вуза. Я призвал бы учащихся спокойнее отнестись к испытанию. Если идёт дождь, мы не ругаем его, а берём с собой зонтик.

- Что бы вы посоветовали тем, кто сдаёт ЕГЭ в этом году?

- Я по специализации - географ, биолог. Окончил физмат-класс в 22-й гимназии. Захотелось проверить силы в незнакомом предмете, выбрал обществознание. За три месяца подготовился и сдал ЕГЭ на 70 баллов. Поставил цель и её достиг. Первое, что рекомендовал бы: не надо стремиться к ста баллам, чтобы пройти в большинство вузов, достаточно 70-80, а в некоторые и 50. Если вдруг не очень удачно сдал первый экзамен, не нужно расстраиваться: важна сумма баллов по всем трём экзаменам. И, конечно, необходимо как можно больше тренироваться, решать тесты. Водитель, впервые оказавшийся на дороге после получения прав без инструктора, испытывает колоссальное напряжение. Ему кажется, что все против него, все его подрезают. А опытный человек, у которого эта поездка сотая, уже не так нервничает.

- Есть у вас личный рецепт, как снять тревогу перед экзаменом?

- ЕГЭ – фактически интеллектуальный вид спорта с высокими ставками. Как и в любом соревновании, здесь важно, чтобы организм выдал максимум, на который вы способны. Из универсальных рецептов: необходимо выспаться. Учить в последнюю ночь бессмысленно – только вредить себе. Как бы трудно не было, надо заставить себя уснуть. Принять тёплую ванну, выпить чаю, может, даже поиграть в видеоигру, чтобы глаза устали, но недолго. Утром обязательно плотно позавтракать – не проглотить булочку с чаем, а принять полноценную белковую пищу: творог, яичницу, рисовую кашу (лучше, если это блюдо – любимое)… Если организм будет испытывать голод, мозгу просто не хватит энергии, причём человек может этого не ощущать, просто будет отвлекаться. Важно также употреблять достаточно воды.

- Как не растеряться на самом экзамене?

- В первую очередь, распределить время. Если столкнулись с трудной задачей, лучше её пропустить. Сначала решить то, что решается, иначе можно не успеть вообще ничего. Если чувствуете, что снизили темп, устали, можно выйти в коридор, сделать наклоны, потереть ладони – включить нейроны, выполнить другие упражнения, которые позволят мозгу переключиться. Расскажу свою любимую притчу: проходит чемпионат мира лесорубов. За час нужно нарубить деревьев как можно больше. Один из лесорубов слышит вздох: топор соперника замолчал – видимо, тот устал. Наш герой вдохновился: уж я его обойду, нарублю больше. Спустя час ситуация повторяется. Вот – неудачник. Точно его обгоню! В итоге, когда через три часа начали подсчитывать стволы, оказалось, выиграл тот, кто периодически замолкал.

- Как же так? Я же слышал, что ты не работал. А тот говорит: я не отдыхал, я точил топор! Так и в экзаменах – нужно точить топор! Чувствуете на экзамене, что топор затупился, встаньте – пройдитесь, переключитесь.

- Что для вас было самым сложным на экзамене по обществознанию?

- Я допустил фатальную ошибку: начал писать эссе на черновик. Очнулся, когда написал уже восемь листов, а тут объявляют: «До конца экзамена осталось полчаса». Я понимаю, что не при каких обстоятельствах переписать всё это на чистовик не успею, к тому же гелевая ручка пишет по листу в два раза медленнее. Это был шок! А эссе даёт наибольшее количество баллов. Так что советую на истории и обществознании писать сразу на чистовик. Кстати, здесь описки не учитываются. Другое дело, в русском и литературе – ошибки имеют значение.

Сложно также было отключить взрослый опыт. Ноль баллов получил при ответе на вопрос «Обязанности работодателя по отношению к работнику». Это я, директор школы! Написал 4 пункта. Два – как и положено по учебнику, а два ответа: «Платить налоги и сборы, поощрять работников, если попали в трудную жизненную ситуацию», сочли неправильными. После экзамена собрал коллег: мол, половина того, что я делаю – вовсе не моя обязанность. Вывод? На экзамене нужно помнить не то, что в жизни, а что в учебнике.

- В этом году не хотите повторить подвиг?

- Была такая идея. Но для тех, кто имеет высшее образование, такую возможность закрыли. А так – с удовольствием рискнул бы сдать русский язык, заодно ударения бы подучил.

- Говорят, выбор выпускников ограничат одним вузом?

- Не думаю, что это пройдёт. Профессор Преображенский советовал не читать газет за обедом, так и я бы рекомендовал не брать на веру всю информацию, которая распространяется в сети. И уж точно не читать новости про ЕГЭ, особенно сюжеты, связанные с происшествиями, – это только дополнительно невротизирует. Поставьте себя на место 17-летнего подростка, который изо всех сил пытается что-то выучить, а ему говорят: это плохо, ненужно, от этого зависит твоя жизнь. Как он будет себя ощущать? Да, результат экзамена – это важно, но вуз можно подыскать под любую сумму баллов, просто выбор будет меньше. И ещё неизвестно – если вы не поступили в МГУ или МГИМО, может, вам повезло: вы не попали в компанию молодых мажоров, которые иначе  воспринимают мир. А поступили в вуз скромнее, где стали лидером, получаете повышенную стипендию. Именно вас послали на стажировку за границу...

- Если бы вы были министром образования, оставили бы ЕГЭ?

- Я бы не стал привязывать выдачу аттестата к ЕГЭ. Сделал бы его только для тех, кто хочет поступать в вуз. Вывел за пределы школы. Создал бы центр тестирования сродни тому, где в ГИБДД права получают.

- Хоть у нас и провозглашён принцип адресности, но некоторые администраторы от образования научились его обходить. Учащиеся гимназий и лицеев в центре Калининграда и школ в Балтрайоне априори находятся не в равных условиях. Вы согласны, что стартовые возможности у детей разные и к ЕГЭ приходят с разным багажом?

- Образовательное неравенство существует. Это возмутительный факт. К сожалению, от этого до конца мы так и не ушли, но многое уже сделали. Если раньше гимназии и лицеи получали дополнительное финансирование, снабжались оборудованием, то теперь этого нет. Там, где отказывают принять ученика по месту жительства, нарушают закон и за свои права надо бороться.

- И всё-таки деньги идут за результатом. К примеру, в Эстонии переломили этот процесс: стали поддерживать школы, находящихся в сложных условиях. И уровень образования сразу вырос…

- Действительно, деньги идут за учеником. Очень многие школы не отбирают учеников, а те, кто отбирает, просто очень плохо понимают свою миссию. Представьте, поликлиника отбирает самых здоровых детей, и через десять лет говорит: наши дети – самые здоровые. Замечательно! А что вы для этого сделали? А другая поликлиника не отбирает. Но уровень здоровья у них хотя бы на 10 процентов стал выше. Они знают, что это они сделали.

- Но рейтинги будут выше у первых?

- Поэтому я категорически против рейтингов. Это социальное зло. Можно измерять только школы, которые находятся в равных условиях. Впрочем, у нас в области самая сбалансированная в России система оценивания образовательных учреждений. Учитывается не только ЕГЭ, но и множество других параметров: контингент; то, как школа участвует в конкурсах; как ведётся работа с теми, кто состоит на учёте в полиции. Такой рейтинг позволяет проявиться себя разным школам.

- Когда мы говорим о проблемах школы, в первую очередь имеем в виду учеников. Но есть и те, кто по другую сторону баррикад – опустошенные, выгоревшие люди. Что может дать такой учитель ребёнку?

- Великий педагог Ушинский как-то сказал: никакое изменение в системе образование не может быть без изменения в учителе. Стараемся создавать условия, чтобы педагоги чувствовали себя комфортно, развивались. Всё возможно – это хорошая новость. А плохая – нужно начать с себя. Если хочешь, чтобы ученики много читали, сам-то сколько читаешь?

- А остаётся на это время после заполнения разного рода отчётов и бумаг?

- Да, коррупция в образовании – не коробка конфет на 8 Марта и не букет цветов на 1 сентября. Это те люди, которые придумывают бесконечные отчёты и присылают их нам, причём большинство из них лежат за пределами системы. К примеру, общественная организация проводит конкурс рисунков на асфальте. Отлично, но от организаторов требуют отчитаться. С этим мы боремся. Некоторые вещи игнорируем. Бюрократы отнимают самое ценное, что есть у ребёнка: внимание значимого взрослого; время, которое достаётся не ему, а отчёту. Это самое страшное зло, которое есть в современной системе образования. Учителя устают не от большого количества работы, а от отсутствия смысла. Когда большая часть работы направлена на не очень нужную бюрократическую процедуру, а ещё очень важно уважение к учителю. Проверяющий не может прийти в класс и заявить профессионалу: «Покажите конспекты!». Если есть доверие, человек устаёт меньше.

- В самом обществе уважение к учителю зачастую потеряно. Обучение и воспитание назвали  образовательной услугой. В соцсетях выкладывают ролики, где учитель выступает мишенью для насмешек. Учителя травят!

- Проблема доверия социальных групп друг к другу самая острая, и школа не на Луне находится. У нас полторы тысячи учеников, сто сотрудников, 2, 5 тысячи родителей и каждый со своим представлением о прекрасном. Одному нужно это,  другому – то. Примирить, договориться – сложная задача. Отсюда и недовольство: мол, учитель моему ребёнку не просто так отметку ставит, а специально занижает. Доверять школе стали меньше, чем раньше, но другого  способа, как научать общаться, нет.  Да, авторитет учителя сейчас не такой высокий, как в 30-е-40-е годы. В  90-е он был во многом подорван, сейчас постепенно восстанавливается. Учитель может уверенно жить на заработную плату. У нас на парковке стоят машины учителей, это ещё десять лет назад было трудно представить. Педагог получает всё ещё не так много, как делает для общества, но уровень благосостояния несопоставим с 20-летней давностью.

- Учитель сегодня находится под объективами камер. Наверное,  невероятно сложно работать под прицелом?

- Порой в соцсети выкладывают видеоматериалы, где учитель ведёт себя неподобающим образом. Я таких ни в коем случае не оправдываю – любое психологическое и физическое насилие со стороны педагога по отношению к ребёнку недопустимо. Но по-человечески реакцию понять можно. Мы же не видим, что происходило до события, как в него мокрой тряпкой кинули. Спровоцировали и включили камеру. И всё-таки профессионал, как опытный пилот, многие такие вещи предвосхитит.

- Взять нашумевший случай в Омске, где учительницу уволили за снимок в купальнике на личной странице в интернете. Сейчас государство хочет прописать, как педагогу вести себя за пределами школы. Имеет право?

- Есть две профессии, когда рабочий день никогда не заканчивается: у священника и учителя. Я не могу в пять часов закончить уроки и вести себя так, как заблагорассудится. Учитель не может выйти за рамки того поведения, какое демонстрирует на работе. Он и в трамвае учитель, и в кафе, и на улице. Мы не можем делать вещи, выходящие за рамки представления о морали в обществе. И это колоссальное давление. Но где эти рамки располагаются?

Я думаю, в истории с купальником мы многого не знаем. Судя по всему, эта история – следствие личного конфликта сотрудника и администрации: просто нашли повод, чтобы избавиться от педагога. Но государство, на мой взгляд, не имеет права вмешиваться в этот вопрос и диктовать, образно говоря, длину юбки – это значит оскорбить очень многих учителей. Нас больше двух миллионов. Некоторые люди могут по-разному себя вести. Однако 99% – достойные, культурные, уважаемые люди. Цензор у любого учителя внутри – образованный культурный человек. Если он не такой, надо уходить из профессии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах