Именитый композитор приехал в Калининград на фестиваль «Открытый театр». В Музыкальном театре готовится премьера его спектакля «Алые паруса», постановку которого он обещал оценить лично. С известным композитором побеседовал корреспондент «АиФ – Калининград».
Культура – на боку
- Мюзикл «Алые паруса» написан мною лет десять назад. До Калининграда этот спектакль поставили уже около 30 театров. Первым был РАМТ в Москве. И в их интерпретации это был не столько мюзикл, сколько музыкальная драма. В чистом виде мюзикл ставил Свердловский театр музыкальной комедии. А потом он разошёлся по всей матушке-России. Думаю, в вашем городе он будет совсем другим.
- Вы видели все тридцать постановок этого спектакля?
- Нет. Только несколько. Санкт-Петербургский ТЮЗ очень хорошо сделал спектакль, с большой выдумкой. Был в Екатеринбурге, в Новосибирске, в Перми. В Калининград на премьеру приеду обязательно.
- В нашем городе есть музыкальная школа, носящая ваше имя. Помните, как произошло знакомство?
- Активные руководители школы меня нашли, уговорили, я дал разрешение, приехал на презентацию. Это хорошая музыкальная школа, хоровая. И там, мне кажется, отличные ребята и преподаватели. Конечно, я сначала проверил это заведение. И понял: учреждение достойное.
- Вы поддерживаете молодые таланты?
- У меня был благотворительный фонд. Но я вынужден был закрыть его пару лет назад. Он поддерживал молодых исполнителей, музыкальные школы. Мы отбирали наиболее талантливых ребят, покупали им инструменты, присуждали стипендии. Два раза в год стипендиаты фонда давали концерты. А потом, увы, людей, которые любят детей, становилось всё меньше. Они на словах их любят. А когда доходит до денег… Причём небольших. Никто не говорит, что это должны быть миллионы. У меня в фонде было всего два человека. Я – президент фонда и художественный руководитель. Зарплат мы не получали. Но нам перестали помогать вообще. Людей, видимо, это не интересует...
Нет государственной политики в этой сфере, никакого регулирования. Только если у тебя есть хороший друг и он скажет: «На тебе, Макс, пару миллионов, и отстань от меня!». Но так работать нельзя. И коммерческой поддержки у нас не появилось, и от советской модели отказались. И теперь имеем то, что имеем: культура – на боку. Когда были просвещённые купцы, мы на них рассчитывали – на Морозовых, на Третьяковых. Да, сейчас есть такие люди, но на них нельзя полагаться в долгосрочной перспективе. Сегодня – есть, завтра – нет. Бизнес задушен. Должна быть система, чтобы людям выгодно было помогать.
- Что вами двигало, когда вы занимались благотворительностью?
- Социальные психологи проводили исследование, результаты опубликовали – оказывается, у людей творчества вопрос денег только на десятом месте. Это, несмотря на то, что мы всегда хотим денег, мы на это живём. У бизнеса смысл – финансы. У людей творчества другая мотивация. Наш смысл – творить, написать так, чтобы вам понравилось. Если вы меняете это местами, то ничего не получается.
- В 1993 году вы уехали в Америку и прожили там почти десять лет. Вернулись совсем в другую страну. Не пожалели?
- Я всё равно здесь бывал, и часто. Так что все процессы наблюдал в развитии. А вернулся, когда понял, что в России вновь можно работать. Сначала был полный вакуум, а потом появилась востребованность в профессионалах: режиссёрах, актёрах, кинематографистах. Стал нужен театр.
На передовой искусства
- А сегодня, в 2019-м, нужно ли искусство государству?
- Как это ни печально, но государству не нужно ничего! Под словом «государство» мы подразумеваем некую общность людей, которая руководит. Несмотря на то, что все говорят об искусстве, о культуре, оно им как кость в горле. В Америке дирижёр не будет зарабатывать деньги на свой оркестр. А у нас – да. И худрук театра зарабатывает, чтобы содержать труппу. И в этом ужас – ни то, ни сё. Мы не можем создать оркестр без денег. Я руковожу Московской областной филармонией. У меня есть бюджет на зарплаты, очень маленькие. И чтобы сохранить талантливых людей, я должен ночами не спать, чтобы придумать, как их удержать. Мы всё время как на войне. Да, у нас есть звёзды при власти – вот они имеют всё. Они умеют это выцарапать. Потому что они там близко. А остальные – нет.
- Как привлекать молодёжь в классическую культуру?
- Люди идут, потому что у них другая мотивация. Не для того, чтобы зарабатывать деньги. Моя дочь работает в Малом театре. Получает там такую малую зарплату, что даже сказать стыдно. Но она не хочет оттуда уходить. Потому что для неё это престижно, очень много значит.
- Над какими проектами вы сейчас работаете?
- В мой юбилейный год я работаю сразу над тремя премьерами. Первая – мюзикл по пьесе Жана Ануя «Коломбо» в Санкт-Петербурге. Далее – постановка Театра Российской армии по предложению, не удивляйтесь, министра обороны. Это практически им придуманная и очень упорно продвигаемая идея создания мюзикла о людях, которые в первые послереволюционные годы проводили экспедиции на Север. События, которые были связаны с огромным количеством драм, любви и так далее. Сейчас этот мюзикл, практически оперу, «Святая Анна» ставит Василий Бархатов. Сначала я этой темы испугался, а уже потом, когда была написана пьеса, понял, что это очень большая человеческая драма, практически трагическая страница в истории. И третий проект – снова комедия: «Сервиз её Императорского Величества» в Московском театре оперетты.
- Вы очень хорошо выглядите. Есть у вас свой секрет молодости?
- На ночь наесться, утром всё проспать, и, главное, никакой зарядки (смеётся). Ну а если говорить серьёзно, то это генетически. Играю в теннис с детства, очень его люблю, но не думаю, что это главное.