Примерное время чтения: 7 минут
509

Анатомия аншлага. Старейший театр Калининграда отметил юбилей

Драмтеатр Калининграда не перестает удивлять своего зрителя новыми постановками.
Драмтеатр Калининграда не перестает удивлять своего зрителя новыми постановками. / Геннадий Филиппович / Драмтеатр Калининграда

В начале ноября Калининградский областной драматический театр отметил свое 70-летие. Журналист «АиФ-Калининград» побеседовал с художественным руководителем Михаилом Андреевым о том, как совмещать на сцене развлечение и размышление, нужна ли в современное время цензура и кто наш национальный герой.  

Поплакать, посмеяться, подумать

Марина Обревко, KLG.AIF.RU: - Михаил Анатольевич, уже много лет в театре отсутствует главный режиссёр. Каждый очередной приглашённый постановщик - кот в мешке. Не тяжело ли в такой неопределённости?

Михаил Андреев
Михаил Андреев Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Михаил Андреев: - Неопределённость была на всех этапах существования театра. И тогда, когда он был режиссёрским и безграничная власть была сосредоточена в руках одного человека. И тогда, когда был актёрским. И сегодня, когда он стал продюсерским и всем рулит менеджер. В настоящее время монополизировать руководство театром нереально. Наш зритель многообразен. Кто-то  хочет поплакать, кто-то - посмеяться, кто-то - подумать. Лишь продюсерский театр способен воплотить в жизнь все эти запросы.

- В случае с «подумать» сборы, как правило, невелики...

- Не соглашусь с вами. «Подумать» - это тоже касса. «Мастер и Маргарита» или «Маленькие трагедии» - разве не для думающей публики? На этих спектаклях всегда аншлаги.

- Но случались и провалы?

- Безусловно! Как, например, произошло со спектаклем «Терроризм» по братьям Пресняковым. Отличный материал, замечательный постановщик Сергей Щепицин из Санкт-Петербурга. Но зритель не принял: режиссёр переборщил с натурализмом и шоковыми сценами. А вообще, у каждого спектакля должен быть свой зритель, и мы обязаны его слышать. Должны помнить и об искушённом интеллектуале, и о том, кто не принимает концептуальных режиссёрских построений в духе «я так вижу».

- Говорят, зритель в театре - новый. Не только бабушки-театралки, но и молодёжь в мини-юбках. Стали свидания в его стенах назначать. Что происходит с публикой, как она меняется?

- Публика меняется с расширением репертуара. За последние 7лет количество зрителей увеличилось почти вдвое. Да, молодёжи много, и это важно для нас. Молодой зритель - более изощрённый, требовательный. Впрочем, публика нас любит и часто снисходительна к явным промахам.

- Театр Представления мало-помалу вытесняет театр Переживания. Это нормально?

- Оба театра могут дружно сосуществовать. Сегодня в труппе есть и старая гвардия, для которой ближе театр Переживания, и молодёжь, которая с удовольствием осваивает новые формы.

- Как относитесь к обнажёнке и мату на сцене? Должна ли быть в современном театре цензура? 

- Я категорически  против цензуры. Меня возмущает ханжеский подход к искусству. Театр - это зеркало жизни, в которой есть и обнажёнка. Просто должен быть внутренний цензор, не позволяющий впадать в пошлятину и оскорблять чувства людей. 

- Вокруг скандала в «Гоголь-центре» продолжают кипеть споры. Интересно ваше восприятие этой истории...

- Мне не нравится, когда даже самые благие дела превращают в околополитический фарс. Государство давало деньги. Значит, вправе проверить, по делу ли они потрачены. Представлять этот контроль как гонения на творчество - чистой воды спекуляция. При том, что мастер имеет абсолютное право на своё видение. А вообще, есть театральные скандалы, которые я обожаю. Это скандалы в кассе за лишний билет!

Быть актёрам востребованными помогает малая сцена. Фото: Драмтеатр Калининграда/ Геннадий Филиппович

Хорошего бутафора не найти

- Большинство столичных театров работают на контрактной основе. Реально ли сохранить репертуарный театр с большой труппой?

- Быть актёрам востребованными помогает малая сцена. А ещё при её помощи мы решаем образовательные, экспериментальные задачи, привлекаем детей.

- Тем не менее всем 45 артистам надо выплачивать зарплату. Подросла ли она за эти годы?

- Сегодня средняя зарплата актёров - 27 тыс. руб. По сравнению с 7 тыс., которые были раньше,  - рост существенный. Хотя этого, конечно, недостаточно, учитывая реалии сегодняшнего дня.

- Впереди - Новый год. Подрабатывать артистам разрешаете?

- Не возражаем, когда актёр участвует в каких-то проектах, корпоративах. Конечно, если при этом не страдает его основная работа.

- Постановка среднестатистического спектакля тянет на 2-3 млн руб. Укладываетесь?

- Стараемся. А ещё платим очень приличные деньги Российскому авторскому обществу - порядка 8 % от проданных билетов. Это от 4,5 до 10 млн руб.  А продажа билетов составляет

80 % дохода. При том, что цена за билеты у нас варьирует от 250 до 650 руб.

- Да уж, с расценками гастролёров не сравнить…

-Это и обидно! Приезжает антрепризная труппа. Качество материала и постановки часто ниже всякой критики, но зритель идёт на эту халтуру, ведь в ней задействованы медийные лица. Невзирая на то, что средняя цена билета на эти спектакли - 2 тыс. руб.

- Будучи министром культуры, вы определяли культурную политику области. Какие её слабые места? Как относитесь к тому, что министерство стало «минкультуризмом»? 

- Министерство решает конкретные задачи времени. Сегодняшняя ключевая задача -  прорыв в экономике. Отсюда и соединение культуры и туризма. Главное, чтобы в процессе решения задачи культура не затерялась безвозвратно. Главная наша слабость - в том, что мы движемся по накатанной дороге. Технология семимильными шагами идёт вперёд, а культура за ней не поспевает. И, конечно, беда с подготовкой кадров. Скажем, хорошего художника-бутафора сегодня днём с огнём не найти.

- Отношение к немецкому наследию поделило общество на два лагеря. Вы на какой стороне? 

- Пожар раздувают там, где его нет. Искусство и архитектура не могут иметь идеологических границ. Сейчас мы готовим спектакль «Огни Ивановой ночи» по пьесе замечательного немецкого драматурга Зудермана, который  ставили и в Кёнигсберге. Мы ведь не назовём это ползучей германизацией, надеюсь?

- Россияне выбрали национальным супергероем Данилу Богрова из фильма «Брат». На втором месте - Илья Муромец, на третьем - Глеб Жеглов. О чём это говорит? 

- Опросы - штука относительная. Ну, с Ильёй Муромцем всё ясно: былинный герой, надёжный и бескомпромиссный. Это ответ на запрос времени. В этот же контекст вписывается характер Жеглова с его жёсткими принципами. Данила Богров? Спорный герой. Но опять-таки, отвечающий потребностям времени. Я голосовал за героев Шукшина - не пафосных, скромных, с небольшим матерком. Они не синтетические, они настоящие!

Досье
Михаил Андреев родился в 1959 г. в Калининграде. Окончил исторический факультет МГУ им. Ломоносова. Заслуженный работник культуры РФ. В 1996 - 1999гг. - депутат городской Думы Калининграда. В 1987 - 2002 гг. - директор городского Дворца творчества детей и юношества. С 2002 - 2005 гг. - начальник управления культуры администрации области. В 2006г. - министр культуры области. С 2010 года - худрук областного драмтеатра.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах