Полтора года в Калининграде и Москве обсуждали перспективы принятия Госдумой Закона о Калининградской области. Дело, казалось, решённое, но теперь выясняется, что смысла в таком документе нет.
Это стало ясно 4 декабря на встрече первого вице-спикера Государственной думы Александра Жукова с областными парламентариями.
Закон уложили под сукно
Вернёмся на полтора года назад, когда политики готовились стать депутатами Госдумы... Александр Жуков, будучи в то время первым вице-премьером Правительства РФ, перед выборами взял на себя ношу куратора нашего региона в Москве. В те дни говорил буквально следующее: "Работа над Законом о Калининградской области идёт. Этот документ нужен, потому что необходим особый подход к её развитию". Александр Дмитриевич обещал лечь костьми, но калининградский закон в Госдуме продавить. Заметим, этот федеральный документ затрагивает интересы каждого калининградца. Ведь наша область - единственный российский регион, где явно нарушается Конституция РФ. В том числе право граждан на свободное передвижение, наши предприятия ущемлены в экономических правах в сравнении с теми, кто работает в большой России. Закон и нужен, чтобы устранить эти препоны.
И вот прошёл год, как избрана новая Госдума, и вдруг Александр Жуков заявляет, что "не считает необходимым принятие отдельного калининградского закона, вместо него лучше внести изменение в Закон о Калининградской ОЭЗ". Более того, выяснилось, что экс-куратор не вполне понимает, что именно нужно вносить в Закон о Калининградской области.
Янтарный край уравняли с Кавказом
- В том, что Александр Дмитриевич не в курсе, зачем нужен калининградский Федеральный Закон, нет ничего удивительного, - возмущён депутат облдумы Соломон ГИНЗБУРГ. - В начале 2012 г. под руководством Александра Жукова была образована рабочая группа по калининградской проблематике, куда вошли местные и федеральные политики, предприниматели, деятели культуры, и с тех пор она собиралась единственный раз - ровно 9 месяцев назад. Это профанация работы!
По мнению депутата Гинзбурга, нет смысла реанимировать законодательство об Особой экономической зоне, если после вступления России в ВТО федеральное правительство не имеет права предлагать какие-либо льготы для отдельного региона страны. В такой ситуации теряется сама суть Закона об ОЭЗ - так зачем его "рихтовать"?
Перспективу разработки третьего варианта развития Калининградской области - по правилам специальной Госпрограммы мой собеседник прокомментировал весьма едко: "Такое ощущение, что нет определённости, что давать нашему региону - успокоительное или слабительное. А пока дают и то, и другое".
Комментарий
Министр экономики региона Вадим АМСТЕЛЬ считает прорывом включение госпрограммы по Калининградской области в федеральный реестр: "Важен высокий статус госпрограммы для отдельного региона РФ, сейчас есть решение по созданию лишь двух таких документов - по Дальнему Востоку и Северному Кавказу. Госпрограмма включит в себя необходимые изменения в законодательстве, подзаконных актах и административных процедурах. И ещё. А. Жуков сообщил о внесении в Думу законопроекта о гарантиях резидентам ОЭЗ с выплатой компенсаций при изменении законодательства. Замечу: у всех регионов есть особенности, поэтому принятие программы в интересах Калининградской области продиктовано заинтересованностью РФ в нашей конкурентоспособности по отношению к соседним странам".