Военный лётчик, бывший командир вертолётной эскадрильи на авиабазе Донское подполковник запаса Олег ВАЩЕНКО, к своему профессиональному празднику - Дню авиации - получил "подарок".
По мнению следователей Военно-следственного отдела (ВСО) Балтийского гарнизона, он должен выплатить 27,5 млн руб. за повреждения, нанесённые во время полётов сторожевику "Ярослав Мудрый" и за утопленный тогда же вертолёт Ка-27. Лётчик, который более 20 лет отслужил Родине, теперь ей ещё и заплатит.
Полёт ценой в 27,5 миллиона
Эта история началась 4 мая 2009 г. На ходовых испытаниях "Ярослава Мудрого" комэск Ващенко должен был посадить вертолёт Ка-27 на борт корабля. Но полёт закончился аварией: при посадке Ка-27 ударил винтами по корабельной надстройке и зенитному комплексу "Кортик". Вертолёт упал на край палубы, потом свалился в воду. К счастью, моряки и заводские специалисты уцелели, и даже членам экипажа вертолёта удалось выбраться из тонущей машины.
ВСО Балтийского гарнизона тогда возбудил дело по ст. 351 УК РФ ("Нарушение правил полётов военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия"), которая предусматривает лишение свободы до 7 лет. И вот дело передано в суд. Причём военная Фемида передумала сажать лётчика в острог, а жаждет возмездия в виде наличных денег. Военные подсчитали, что повреждения "Ярослава Мудрого" и вертолёта, который позже подняли со дна морского, тянут на 222,5 млн руб. Обвинение считает: эти убытки частично должен погасить офицер - ему предъявлен иск на 27,5 миллиона. Получается, что если военную пенсию до копейки пилот будет отдавать Министерству обороны, то на погашение долга перед Родиной ему потребуется более 120 лет! Военный суд логично полагает, что Ващенко может столько и не прожить, а потому подсуетился и наложил арест на его "Мерседес-Е240" и земельный участок.
Вина не очевидна
Деньги с Ващенко собираются забрать, потому что якобы именно он виноват в происшествии: лётчик заходил на посадку не с кормы корабля, а с правого борта. Но здесь не всё так однозначно.
- По тактико-техническим данным Ка-27, его экипаж составляет три человека, - говорит бывший работник прокуратуры БФ полковник запаса Владимир ГОРСКИЙ. - Но в момент происшествия на борту вертолёта было 5 человек. На ходовых испытаниях это недопустимо, и ясно, что не лётчик устроил на борт пассажиров. Во-вторых, если вспомнить реакцию Минобороны, то в день ЧП представитель ведомства заявил, что "авария произошла из-за резкого порыва ветра". В общем, вина лётчика не очевидна...
Что и говорить, молодые лётчики получили от Родины многозначительный намёк. Но они не унывают. В Донском теперь шутят: "Главное перед вылетом - застраховать вертолёт".