На мемориале в Чкаловске появилось новое имя: Франуза Владимир Дмитриевич. За этим небольшим событием - целая история, двадцать лет поисков и переписки. Докопаться до истины помогла настойчивость родных погибшего фронтовика из Беларуси.
82-летняя сестра героя Нила Шестакова знала о гибели брата, но, где его могила, не представляла. Пожилая женщина очень тяжело это переживала... Её дочь ещё в начале 1990-х пыталась разыскать место захоронения дяди, но безрезультатно. Внучке, жительнице Минска Ольге Руголь, повезло больше... После многолетней переписки с архивами и службами Красного Креста в электронной версии Книги памяти нашей области она нашла фамилию родного человека в списке увековеченных на мемориале "Медведевка".
- Но в другом документе было ясно сказано, что он не увековечен, - говорит Ольга. - Позже в базе данных погибших я наткнулась на архивный запрос от 23.03.2001. Там сообщалось о захоронении в "Сев. Зап. окр. д. Зидлунга (Чкаловск)" и уточнялось, что в братской могиле мой дед похоронен "1-м справа в 4-м ряду". Но как понимать "не увековечен"? Неужели братскую могилу... закатали в асфальт?
Ольга написала в администрацию Калининграда.
Книга памяти "соврала"
Зампредседателя окрсовета Александр Пятикоп взялся за эту историю. В отделе мобподготовки города ему пояснили, что, по данным Книги памяти, Франуза увековечен на захоронении в Медведевке. Выяснилось, что на самом деле его фамилии на мемориале нет! Депутат обратился в ассоциацию "Память".
- Сверяя записи в Книгах памяти и на мемориалах, мы обнаружили несоответствие. Франуза значился захороненным в Медведевке, а на самом деле погиб и похоронен в р-не Чкаловска, - говорит исполнительный директор ассоциации Александр Будаев.
Имя солдата вернули из небытия. 6 апреля, в годовщину Восточно-Прусской операции, на плитах мемориала к 1221 имени воинов, павших под Зиндлунгом, прибавилась надпись "В. Д. Франуза"...
Он родился в 1925 г. в деревне Симоново Витебской обл. 12 февраля 1945 г. был призван в 208-ю стрелковую дивизию. Будаев предполагает, что призывался он, скорее всего, в р-не нынешнего Гвардейска, возможно, из числа освобождённых из рабства... Бои шли тяжёлые, и новички гибли при штурме Кёнигсберга в больших количествах. Его жизнь оборвалась 9 апреля 1945 года.
Видеоверсия церемонии открытия новой записи на плите мемориала в Чкаловске отослали в Минск Ниле Дмитриевне - она была счастлива.
Виртуальные полки
- Анализируя список погибших из донесения, где значился Франуза, мы поняли, что многих похороненных в Чкаловске записывали не туда: кого на Медведевку, кого на городские мемориалы. Эта путаница - отголоски 1990-2000-х. Тогда чиновникам была поставлена задача создавать Книги памяти, но не все отнеслись к ней серьёзно. Путали названия, не отрабатывали донесения... В результате целые полки не вписали никуда - они "повисли в воздухе". История с В. Франузой "потянула" за собой остальные имена из списка. Сейчас уточняем данные ещё о тринадцати его однополчанах, имена которых должны быть на мемориале в Чкаловске, но их там нет. Всего таких, по чкаловскому списку, наберётся два-три десятка.