Отношение к казакам у нас в области неоднозначное. Кто с интересом посмотрит, а кто ряжеными обзовёт...Родовой уссурийский казак Владимир Соколов знает, в чём причина. Он с единомышленниками собирается это положение исправить.
Недавно в области прошёл Большой круг, на котором возродили Балтийский союз казаков (БСК). Соколова избрали атаманом. По традиции есаулец Григорьев трижды ударил атамана нагайкой. Для профилактики: чтобы помнил, что среди казаков все равны.
- Мы всегда были независимыми и самодостаточными, вот такими и хотим оставаться, - говорит Соколов. - 20 лет назад, когда казачество в России только начало возрождаться, потомки донских, кубанских, уссурийских, оренбургских казаков, живших в нашей области, объединились в БСК. Сначала община развивалась качественно. Но потом в балтийском казачестве стали появляться откровенные проходимцы, которые искали в нём выгоду. Да и не казаки они вовсе, хотя носят казачью справу, присвоив себе чины и обвешавшись наградами. Это разобщало и дискредитировало всех нас. В результате произошёл раскол... В области живёт около 3 тыс. родовых казаков. Решение воссоздать БСК в прежнем виде зрело давно. Наши предки пережили гонения, многие сгинули в тюрьмах и лагерях, эмигрировали. Не так легко было сохранить свою сущность, историю. Обидно, что пришли какие-то ряженые и всё это опошлили... И вот Круг состоялся. Нас приняли в Союз казаков России.
Дед был за белых
Владимир - из уссурийских казаков: дед воевал с атаманом Семёновым за Россию, но против красных. А отец в Отечественную войну - за Красную армию. Под Гумбинненом получил тяжёлое ранение... Соколов вырос в Красноярском крае, а в Калининград приехал поступать в КТИ на "Промрыболовство". Когда нужно было идти в море и оформлять визу, требовалось заполнить анкету. Там был пункт о судимостях родственников. Что писать? В родне Соколова - сплошь репрессированные. Мать отсидела в лагерях 4 года.
- Звоню ей: "Писать, что ты была в лагере?". Она: "Ни в коем случае! Если узнают, значит, не судьба". Не узнали и визу открыли...
Ходил в море. Но была непреодолимая тяга к перемене мест. Хотел быть, как казачьи первопроходцы: Дежнёв, Стадухин, Ермак... Махнул на Север. Преподавал математику в якутской школе. Тундра его очаровала. Причём настолько, что попросил директора местного совхоза взять на работу промысловиком: рыбаком-охотником. Его участок был в 40 км от побережья Северного Ледовитого, на реке Алазея. Забрасывали на рабочее место вертолётом, а дальше - рассчитывай только на себя. Добывал ценных белых лососей: муксуна, чира, нельму, сига. Долбил лёд, ставил сети... Всякое бывало. Однажды провалился в полынью, течение затягивало. Выручил якутский нож: втыкал его в лёд и полз. Потом бежал в мокрой одежде при минус 30 до палатки 7 км. Раз в три-четыре месяца охотник наведывался в райцентр - пос. Черский - на несколько дней. В одну из таких "отлучек" встретил будущую жену, Галину. Она тоже приехала на Колыму из Калининграда "за туманом и за запахом тайги". Через полгода сыграли свадьбу.
Галя оказалась потомственной кубанской казачкой. "И как после этого не верить в то, что браки заключаются на небесах", - говорит Владимир.
Галина вспоминает, как в детстве увидела фотографии, на которых дед в форме белогвардейца. Спросила бабушку: "Дед был за белых?". Та разволновалась: "Что ты! Он вообще в армии не служил!". И спрятала фото подальше.
- А правду мы, дети и внуки, узнали совсем недавно, да и то не всю, я её по крупицам собираю, - говорит Галина...
Семейное дело
Жили в Магадане, на Чукотке, Камчатке. Здесь Соколов стал альпинистом. В составе спасательного отряда выручал из беды туристов в горах.
В 1991 г. семья уже с тремя детьми вернулась в Калининград. В это время здесь губернатор Маточкин разрабатывал концепцию ОЭЗ.
- Я к тому времени уже 11 лет был электронщиком, а их здесь и так хватало, - вспоминает атаман.
- Работы по специальности не было. Чем только не занимался. Нам, как многодетным, выделили землю в Люблино - 15 соток. Мы расковыряли целину, поставили шалаш...
Потом наш герой стал "челночить". Финансовое положение семьи выровнялось, и он смог начать семейный бизнес... Сейчас Соколов - блогер, арбитражный заседатель, президент клуба болельщиков "Балтики". Летом на чемпионат Европы по футболу собирается, готовит группу болельщиков, учит польский язык.
- Иваныч по жизни человек активный, - рассказывает про мужа Галина. - Конечно, и в доме атаман - главный. Чтобы всё успеть, встаёт в 5 утра, пьёт кофе. Идёт на улицу обливаться холодной водой - и за компьютер, работать. А я могу встать попозже, на мне - обед: первое, второе, пирожки. В огороде работаем. Отдыхаем вместе. В общем, обычная современная семья. Казацкое в нас только то, что мы с этим родились и живём. В нас - память о прошлом. Это не позволяет делать какие-то глупости, лениться... Стараемся выполнить, что завещали деды: трудиться, не зависеть ни от кого, уважать и беречь друг друга... Детей у нас трое, пятеро внуков. Так что праздники получаются шумные.
Сейчас семья у Соколова стала ещё больше: он, как атаман, отвечает за каждого казака.
Мнение
Товарищ атамана (от авт.: "первый зам"), родовой донской казак Владимир Богатырёв: "Мы выбрали атаманом Соколова, потому что ему не всё равно! Он - родовой казак, что для нас немаловажно. Знает традиции. А главное - продвинутый человек с большим жизненным опытом. Он выбирался из сложных ситуаций. Закалён в борьбе. На него оказывали давление власти. Но он несгибаемый, не идёт на поводу у чиновников. Имеет собственное мнение и умеет его отстаивать".