Какие изменения происходят в сфере авиаперевозок, смогут ли калининградцы недорого летать в Россию и за границу? Эти и другие темы - в интервью с министром развития инфраструктуры областного правительства Александром РОЛЬБИНОВЫМ.
Картельный сговор
- Главное, что волнует сегодня всех нас, - высокие цены на авиабилеты, установленные "Аэрофлотом" и ГТК "Россия", - говорит Александр Семёнович. - В июне-июле стоимость полёта эконом-класса в Москву доходила до 34 тыс. руб. в оба конца. Представители этих авиакомпаний не отчитываются о методах расчётов цен на билеты, а мы не имеем права этого требовать. Авиаперевозчики говорят: цены выводит компьютерная программа "Сэйбр", которая формирует их, исходя из спроса на билеты: больше спрос - выше цена. Мол, мы здесь ни при чём. Однако в нашем министерстве убеждены: налицо картельный сговор, ведь себестоимость перевозок гораздо ниже существующих цен. Доказательства? Например, долететь из Москвы в Сочи и обратно 23 июля можно было за 9,2-12 тыс. руб. А из Москвы в Берлин и обратно - за 12 тыс. руб. Но Берлин на 600 км дальше от нас, и это международные линии!
- По какому же принципу выстраивается ценовая политика на авиаперевозки по отношению к нашему региону?
- С этим сейчас разбирается ФАС. Если нарушение будет доказано, то "Аэрофлоту" и "России" грозят многомиллионные штрафы. Но нам от этого не легче. Пострадали люди, огромный ущерб понесла экономика области. У нас никогда не случалось, чтобы оставались свободные места в гостиницах Светлогорска и Зеленоградска. В этом году это было, особенно в первой половине лета. Действительно, кто к нам полетит за 34 тыс. руб., если в Болгарии это цена недельного проживания в 4-звёздочном отеле? Я считаю, что в этом году "Аэрофлот" и "Россия" подкосили наш туризм, а областной бюджет недосчитался миллионов рублей. После наших многочисленных обращений в правительство РФ, министерство транспорта, Росавиацию авиаперевозчики предоставили жителям области квоту на покупку билетов - 40 мест на борт до Москвы (11800 руб. туда и обратно) и 30 мест до Санкт-Петербурга (9600 руб. в оба конца).
"Аэрофлоту" не до нас...
- Тоже не так уж и дёшево...
- Конечно! Но дело не в цене. Для нас важно, чтобы не только мы, но и к нам летали. Государство вкладывает колоссальные деньги в обустройство региона. Продвигается идея туристическо-рекреационной зоны на Куршской косе, благоустраивается курортный комплекс в Янтарном, строятся гостиницы и концертные залы, чтобы приезжали к нам, а не в Юрмалу, развёрнут уникальный проект Балтийского Артека - в первую очередь, мы делаем это для туристов. Они должны тратить деньги у нас в регионе, а не за границей.
- Реально ли пробить воздушную блокаду области?
- С этой ситуацией можно бороться только конкуренцией. Мы договорились с польской авиакомпанией LOT, и в июле она возобновила полёты по маршруту Калининград-Варшава. Ведём переговоры с турецкими авиакомпаниями, чтобы запустить постоянные рейсы в Анталию. С 31 октября начнёт полёты в Калининград "Авиа-Нова". У неё тариф до Москвы и обратно начинается с 2500 руб. Билеты, кстати, уже можно покупать. Конечно, не все места будут дёшевы, но появляется возможность выбора. С "Авиа-Новой" договариваемся, чтобы она расширяла географию и частоту полётов. Но главное - нам нужна региональная авиакомпания, которая развивала бы различные направления перевозок. "Аэрофлот" этим заниматься не будет - им терминал в Домодедово надо завершать.
- Но ведь на днях представители Росавиации заявили, что "не видят яркой необходимости существования калининградской авиакомпании"?
- В Росавиации работают разные чиновники. Есть люди активные, а есть и такие, для кого лишние трудозатраты не нужны. Им на наши проблемы наплевать, и пусть сказанное останется на их совести. А мы радеем за наших людей, которые имеют одинаковые права с другими россиянами.
Нужен местный авиаперевозчик
- Не рано говорить об этом сейчас, когда ещё не закончено банкротство "КД авиа"?
- Не решённый до сих пор вопрос раздела активов "КД авиа" нас беспокоит. Мы призываем стороны искать компромисс, чтобы, наконец, появились внятные собственники, с которыми можно будет работать. Что касается "КД авиа", то, считаю, это был блестящий проект, которому не повезло совпасть с кризисом. Эта компания сделала для области то, что трудно переоценить. Судите сами: в 2007 г., когда она ещё не работала, через Калининград перевезено 450 тыс., а в 2008 г. (в кризис!) уже 1,86 млн пассажиров, в 2009 г. - 1,2 млн. А ведь у каждого из этих людей есть родные, друзья, и все они наверняка загорелись идеей прилететь к нам. Мы должны учесть лучшее из опыта "КД авиа".
- А в чём он, этот опыт?
- Сейчас россияне, чтобы улететь за границу, должны добраться до Москвы, переехать в свой аэропорт, получить и снова сдать багаж, переночевать в ожидании рейса. Это гигантские расходы, сопоставимые с неделей пребывания в Египте. Наш авиаперевозчик предлагал льтернативу: вы прилетаете в Калининград, багаж проходит автоматическое таможенное оформление. Через полтора часа садитесь в свой самолёт и летите в Европу - быстро, недорого. Эти наработки востребованы и сейчас.
На днях я встречался с группой бывших сотрудников "КД авиа", которые выступили с инициативой создания местной авиакомпании и даже предложили бизнес-план, который мы сейчас изучаем. Это правильная, нужная региону идея. Одновременно идут переговоры с потенциальными инвесторами - заинтересованными людьми и компаниями. Разумеется, им не нужны лишние риски и они хотят ясности, в том числе с собственником аэропорта Храброво. Но я уверен, что нам удастся их убедить и региональная авиакомпания будет создана, иначе на развитии региона можно ставить крест.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть