Встретиться с Лилией, когда её муж - командир "Неустрашимого" - был ещё в море, не получилось. Хотелось понять, что чувствует женщина, ждущая мужа с войны... с пиратами. Но знающие люди отговорили: "И не пытайся, моряки - люди суеверные. Вот вернутся все живы-здоровы - тогда и поговоришь..."
Для военных моряков БФ этот поход был первым опытом борьбы с современными Джэками Воробьями, для Лилии Игоревны и её двух детей он вылился в долгие семь месяцев ожидания.
Теперь, когда все испытания позади, мы всё-таки встретились с этой удивительной парой за чашкой чая. Произошло это незадолго до 8 марта, поэтому и речь зашла о женщинах. Алексей Васильевич весь светился от радости - сестра родила дочь, а он, находясь в море, и не подозревал, что станет дядей. За эти месяцы капитан 2 ранга Апанович пропустил многое: день рождения сына, Новый год, годовщину свадьбы.. С июня корабль практически постоянно находился в море: международные учения BALTOPS в Польше и Германии, фестиваль "Руанская Армада" во Франции, военно-морской-парад в Санкт-Петербурге... Короткая стоянка в Балтийске, и снова выход в море...
- Для нас это уже привычно: супруг уходит утром на службу, а возвращается... через месяц. Не знаешь, что и ответить на вопрос ребятни: "Когда папа придёт?" Дом, 13-летний сын Витя, уроки, репетиторы, двухгодовалая Настёна - всё на мне, - рассказывает Лилия, - нахожусь в декрете по уходу за ребёнком и по...ожиданию мужа. Я не жалуюсь. То, что это будет именно так, я поняла уже через два месяца после свадьбы, когда курсант Апанович впервые вышел в море...
Личная примета
Лилия и Алексей познакомились в Балтийске. Хлестал дождь, танцы на площадке отменили, и молодёжь рванула на автобусную остановку. Лилия раскрыла зонт, он оказался рядом. С тех пор уже 14 лет Апановичи - под одним семейным зонтом. Они не любят загадывать на будущее, но свою личную примету соблюдают свято: каждое утро Лилия целует и провожает мужа на работу. И он точно знает: день будет удачным.
Свои именины, 19 января, командир встретил на ходовом мостике. Бушевал шторм. "День рождения не справляли. Все праздники отложили на потом, - рассказывает Алексей Васильевич. - Слишком напряжёнными были дни в Аденском заливе, особенно первые две недели. Пираты постоянно маскировались под рыбаков, которых здесь пруд пруди. Добыча тунца - основной доход населения бедных стран, окружающих залив. Вот он рыбак, и вдруг он же - пират с автоматом вместо рыбы. Сложность в том, чтобы вовремя распознать, кто перед тобой..."
12 ноября "Неустрашимый" принял "боевое крещение". "Джентльмены удачи" пытались обстрелять датское судно "Пауэрфулл".
"На сторожевик поступил сигнал SOS, - вспоминает командир. - Мы сопровождали конвой. Когда убедились, что пиратская лодка напала на судно, впервые решили применить боевое оружие. Предупреждающих выстрелов оказалось достаточно... Люди с закрытыми лицами прекрасно понимали: возьми "Неустрашимый" полградуса вправо или влево - и от них ничего не останется..."
Лилия узнала об этом происшествии из "бегущей строки" телевизионных новостей.
- Было страшно, - признаётся она. - Но я верю в своего мужа. Да и спокойствие свёкра (Василий Никанорович Апанович - вице-адмирал, первый заместитель командующего флотом. - Примеч. авт.) убеждало: "Всё будет в порядке, дочка!"
Газетные вырезки о походе "Неустрашимого" Лилия хранит в специальной папке - это тоже семейная традиция. Она знает, что Алексей говорит ей далеко не всё, но воспринимает это как должное - звание жены военного офицера обязывает. Зато какой радостной была их встреча, когда Балтийск содрогнулся от залпов салюта и "Неустрашимый" красиво и величаво зашёл в гавань.
Конечно, супруг привёз трофеи - шлюпку флибустьеров (её отдадут в музей) и настоящий жемчуг. Но ценнее всех подарков - то, что они наконец вместе. Надолго ли? Говорят, в мае - снова в поход.