aif.ru counter
29

Исповедь капитана

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 30/07/2008

25 июля калининградские журналисты встретились с капитаном Валентином БАРТАШЁВЫМ, который вместе с другими моряками сухогруза "Леманн Тимбер" 42 дня пробыл в плену у сомалийских боевиков. Он вернулся в Калининград из Киева, где в аэропорту Борисполь прямо на брифинге ему вручили украинский орден мужества.

Эта награда - благодарность за то, что сберёг жизни четырёх украинских моряков из команды сухогруза. Валентин Барташёв вспоминает, что сомалийцы, захватив корабль, сразу заперли его команду на мостике в рубке площадью чуть более 10 кв. метров. Тут же дочиста обобрали каюты, забрали весь провиант. Боевики - все, как один, люди истеричные, неуравновешенные. Выяснилось, что они представляли три различных общины. Иногда, что-нибудь не поделив между собой, начинали палить в воздух или друг в друга.

Пленников держали впроголодь: моряки в основном ели то, что их корабельному коку, который готовил на всех, удавалось утаить от ежедневного рациона боевиков. Впрочем, по словам Валентина Барташёва, сомалийцы и сами питались неважно, но иногда с берега им привозили верблюжье молоко или баранину: "Нам они этого не давали. В основном пираты ели сахар - мешок "уговаривали" за две недели и жевали местный "энергетик" - траву, которую здесь называют кад , - вспоминает капитан. - Предлагали эту траву и нам, но пробовать её никто из нас не рискнул. Ещё один интересный штрих: когда они заметили, что большинство из нас курящие, без проблем делились сигаретами. Больше всего мы боялись ночи, спали вполглаза, потому что никто не знал, что у боевиков на уме".

26 июня, через месяц после захвата, 13 человек из команды "Леманна Тимбера" пираты вывезли на берег. Судовладелец к тому времени выкуп не внёс и ситуация явно накалялась.

- Это было самое страшное, когда разъединяли команду, появилась неизвестность. Никто не знал, зачем нас переправили на берег. Предположили: раз судовладелец не платит, значит, нас повезли продавать по одному, - вспоминает капитан. Тем не менее через 4 дня людей вернули на теплоход, потому что хозяин судна пообещал внести выкуп.

Выкупа дождались 8 июля, и теплоход отпустили. До оманского порта Салалах "Леманн Тимбер" дошёл с приключениями. Судно было в аварийном состоянии, да ещё и попало в восьмибалльный шторм. Но главное: все были живы, груз и корабль сохранили.

До Омана сухогруз добрался ночью 21 июля. Моряков встретили представители судовладельца и уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Нина КАРПАЧЁВА. От российского представительства был только телефонный звонок. Люди судовладельца в тот момент попытались разъединить команду, но у них ничего не вышло. "Они очень боялись Нину Ивановну Карпачёву", - заметил капитан.

Киев зафрахтовал самолёт, на котором украинские механики и российский капитан вылетели в Киев.

Судовладельцем морякам была обещана месячная зарплата и выплаты от страховой компании за утраченные личные вещи. Валентин Барташёв признался, что платить экипажу на деле не торопятся.

- Мы вместе с украинскими моряками решили обратиться в суд, - рассказал Валентин Барташёв, - мы недовольны решением судовладельца. Сейчас у всех самочувствие оставляет желать лучшего, и трудно сказать, что с нами будет завтра. Нужно пройти полное медобследование.

К слову, калининградская областная больница пошла навстречу Барташёвым - там капитан пройдёт обследование бесплатно.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых