На Куршской косе работают 110 специалистов. Самый большой штат лесничих, которых 40 человек. А ещё есть научный отдел, два подразделения госинспекции, отдел экологического просвещения и экотуризма и юридическая служба, работающая сейчас в напряжённом режиме.
- В 2007 году мы начали проверять юридических лиц, - рассказывает директор национального парка "Куршская коса" Евгений СНЕГИРЁВ, - арендаторов государственного лесного фонда, которые в своё время заключали договора с национальным парком.
Стараниями юридической службы нацпарка в прокуратуру Зеленоградского района поступило больше 50 сообщений по фактам незаконного строительства. Результат - 15 исков об остановке строительства и сносе незаконных построек.
- В 2006 году прокуратура Зеленоградского района выиграла 2 иска о сносе незаконных построек компании "Балт-МТП" в Лесном, - рассказывает директор парка. - Суд обязал застройщика снести их за свой счёт. Естественно, застройщик этого делать не стал. Снести дома обязана была служба судебных приставов. Но приставы "смутились" тем, что дома уже проданы третьим лицам. Дескать, граждане-то ни в чём не виноваты. Но закон неумолим - решение суда должно быть исполнено в любом случае. Тем не менее судебные приставы подают повторный иск с просьбой уточнить задачу. Суд ещё раз им разъясняет: "Ребята, сносите!" Но приставы опять не решаются. Теперь они просят признать незаконным ещё и разрешение на строительство. Ситуация доходит до абсурда. Будем писать прокурору области.
Особняками Иванина и Майорова национальный парк занялся в мае прошлого года. Пока прокуратура признавала постройку незаконной, Майоров, например, возвёл два этажа. Прокуратура отозвала разрешение на строительство. А граждане в другой инстанции зарегистрировали право собственности на объекты незавершённого строительства.
- Вот так и получается: пока один отбирает, другой отдаёт, - сетует Евгений Сергеевич. - Выходит - приехал без каких-либо документов, раскатал фундамент, потом сходил к регистраторам, получил свидетельство, и всё, ты уже собственник земли на Куршской косе, потому что имеешь объект незавершённого строительства! Тем не менее удалось ситуацию довести до приостановки строительства и признании строений Иванина и Майорова незаконными.
Визит на косу заместителя главы Росприроднадзора Олега МИТВОЛЯ осенью прошлого года вроде бы сдвинул дело по борьбе с незаконной застройкой с мёртвой точки.
- Но не так, как хотелось бы, - объясняет Евгений Снегирёв. - Его визит был направлен в том числе против действий ряда чиновников (неправомерная регистрация собственности, выдача разрешений). По моей информации, двое регистраторов были уволены. Ещё я слышал, что в Росимуществе есть негласное указание по косе: договоры аренды земли не оформлять. Минус в том, что всё это в кулуарном режиме решается, а нужно рамочное соглашение, в котором чётко было бы прописано, что можно и чего нельзя делать на косе. Мы сейчас как раз над таким документом работаем.
Ещё одна проблема Куршской косы - туристы. Евгений Снегирёв согласен, что парк нужно, с одной стороны, сделать привлекательным для туристов, а с другой - не допустить, чтобы туристы нанесли ему вред. В ближайшем будущем планируется реконструировать запущенные маршруты, разработать новые, оборудовать парковки, чтобы распределить туристов по всей косе.
- Нет смысла "не пущать" людей на косу, их надо направлять, - делится стратегическими планами директор. - Но, возможно, в будущем возникнет такая ситуация, когда придётся лимитировать количество туристов на Куршской косе.