В Калининград популярный актёр театра и кино Константин РАЙКИН прибыл в необычном качестве - как художественный руководитель студенческого курса школы-студии при МХТ имени Чехова.
Привёз, так сказать, показать своих будущих "звёздочек". Благо, и случай отличный для этого предоставился: в рамках специальной программы фестиваля "Балтийские сезоны" его генеральный продюсер Давид Смелянский задумал попотчевать калининградских театральных гурманов остреньким блюдом под названием "Выпускные спектакли театральных вузов России".
- Константин Аркадьевич, как вы относитесь к идее показа на профессиональной сцене студенческих спектаклей?
- Она мне чрезвычайно нравится. Прежде всего, как мне кажется, подобного рода представления - большой подарок для зрителей. Потому что это связано с огромной энергией, безумным желанием работать на сцене, влюблённостью в театр - тем, что мы в профессиональных коллективах, увы, часто утрачиваем, превращаясь в эдаких ремесленников. А здесь столько настоящего, истинного темперамента, такой одухотворённости, такой страсти - мне кажется, зрители это ценят чуть ли не в первую очередь.
- Тяжело ли вам приходится со студентами?
- Вообще-то любая работа, если ею заниматься всерьёз, - тяжёлый труд. Но не заниматься ничем - совсем плохо. Поэтому любимое дело - это тяжёлое дело. Преподавание в этом плане - не исключение, оно требует гигантского терпения. Но тут есть свои выгоды. Во-первых, у меня ощущение, что мои подопечные мне нужнее, чем я им. Для меня они, словно элексир молодости, что ли. Чувствую, что если не молодею, то медленнее старею с их помощью. Потом, это творческая работа. У меня на курсе очень много талантливых и чистых душой молодых людей, по-настоящему богатых, одухотворённых. Смотрю я на своих студентов и не верю в разговоры про упадок молодёжи.
- Какой это по счёту ваш курс?
- В качестве художественного руководителя курса выступаю во второй раз. Пре.дыдущий опыт был более чем удачен: весь выпуск практически целиком перешёл в "Сатирикон". А вообще, это как минимум третий мой заход. В своё время я преподавал у Олега Табакова на курсе, который дал начало "Табакерке". Именно тогда я приобщился к педагогической деятельности.
- Этих ребят вы тоже возьмёте в "Сатирикон"?
- Не всех. Тем, кто доберётся до выпуска, предстоит традиционное распределение. Кого-то, безусловно, возьму к себе, кто-то попадёт к Табакову, потому что это всё-таки институт при МХТ. Остальные в большинстве распределятся по московским театрам. Впрочем, надеюсь, никто из них не затеряется и в периферийных театрах, ведь я на них трачу очень много сил.
- Как бы вы определили жанр спектакля "Будущие лётчики"?
- Это студенческий стёб. В основу сценической "солянки" положены так называемые театральные этюды и наблюдения - по сути, текущий учебный материал, но талантливо оформленный. Большинство задумок принадлежат одному из самых одарённых на курсе студентов - Фиме Ращупкину, трагически погибшему в прошлом году в иркутской авиационной катастрофе. Ему посвящён и весь спектакль. Мы восстановили его остроумные этюды. Конечно, это было ужасно трудно в моральном плане. Тем не менее мы пошли на это, потому что его дело, которое он так талантливо заварил на 1-м курсе, должно продолжаться.
Что касается жанра, скажу только, что мои бывшие студенты, ныне артисты театра "Сатирикон", с подобным материалом, основанным на экзаменах по мастерству 1-го и 2-го курсов института, ездили по США. Мы прокатились по 14 городам с успехом, которого я никогда не знал в Америке, хотя бывал там уже 11 раз.
- Вам приглянулась маленькая уютная сцена Музыкального театра на Бассейной?
- Мне чрезвычайно нравится это помещение. Оно богато возможностями. Обожаю такие, с позволения сказать, театральные "пещерки".
- А что вообще о Калининграде скажете?
- Калининград - это город, который постоянно изменяется. Причём в лучшую сторону. Плоть от плоти чудовищное порождение советского строя, когда-то он представлял странный симбиоз мест высочайшей культуры, привнесённой из Европы (эти крепости, замечательные старинные замки), и грязных убогих построечек - "ласточкиных гнёзд", как я их называю. Это всегда производило на меня жуткое впечатление. Несколько раз я приезжал в Калининград уже после распада Союза и очень радовался тому, как город стремительно преображался, приближаясь к гармоничному месту обитания - красивому, чистому, европейскому. Такое ощущение, что всё здесь становится на свои места.
- Как сегодня у вас складываются отношения с телевидением и кинематографом?
- С телевидением - практически никак. А с кинематографом? Я с удовольствием хожу в кинотеатры, смотрю новые фильмы. Недавно вот "12" Михалкова посмотрел. Картина очень впечатлила.