Военными становятся или рождаются? Кто они, наши завтрашние защитники Отечества? Ответы на эти вопросы в преддверии праздника всех мужчин мы попытались найти, заглянув в кадетскую школу-интернат "Андрея Первозванного Кадетский морской корпус".
История кадетского движения в России насчитывает уже более трёх веков. Исподволь готовить молодёжь к армейской службе со школьной скамьи, давать им основы профессионального военного образования в юные годы начали ещё при Петре Великом. Традиции кадетства бережно хранятся и в наше время.
Калининградской кадетской школе-интернату "Андрея Первозванного Кадетский морской корпус" - седьмой год. на сегодняшний день здесь обучается 140 человек с 8 по 11-й класс (в новом учебном году кадетов станет уже вдвое больше). Распорядок дня - типично военный: подъём в 7 утра, завтрак, обед, ужин, учёба, спорт, чтение, отдых - всё по расписанию. Не каждому молодому человеку после комфортных домашних условий по силам выдержать все тяготы и лишения подобной системы, адаптироваться к особенностям казарменного положения, беспрекословному подчинению приказам взрослых и жёстким требованиям военных уставов. Новая жизнь кардинально меняет привычки, характер, приоритеты. Впрочем, большинство ребят вполне отдают себе отчёт, на что они идут. "Сдаются" и уходят из школы единицы.
В армию - не от хорошей жизни?
Большинство 12-13-летних ребят идут в профессиональные военные по желанию родителей. Однако не от хорошей жизни. Потомственных военных среди них мало.
Только у 29% мальчишек полная семья, у остальных - либо один родитель, либо они сироты. В будущей профессии они видят обеспеченность и стабильность своего социального положения. В военные институты по окончании школы поступают 75-80% кадетов.
Решение отдать 16-летнего Руслана из Светлогорска в кадетскую школу было принято на семейном совете. Сначала "домашний" юноша пугался новой жизни. Долго привыкал к распорядку дня. Сейчас чувствует себя здесь комфортно. Будет ли он военным, ещё не решил, возможно, пойдёт учится на юриста.
Алексей из Зеленоградска в кадеты подался добровольно - уже в 11 лет он сам приезжал в интернат, чтобы узнать условия поступления: здесь учились двое его друзей. Мама была не против выбора сына. Поначалу, как признаётся Алексей, ему было трудно жить по распорядку. Теперь это стало нормой.
Как признаются мальчишки, серьёзные конфликты или дедовщина - не их стиль жизни. Старшие заботятся и помогают младшим. Самые серьёзные ЧП - это самоволки. Режим помогает избежать ошибок и проблем, свойственных переходному возрасту.
Свободного времени здесь практически нет - кружки бальных танцев, литературные вечера, спортивные секции, изучение воинского этикета и многое другое. Летом - корабельная морская практика, походы на военных судах с заходами в порты Германии, Франции, Испании, Финляндии, поездки по России. Мальчишки чётко видят свой завтрашний день и свою будущую профессию.