Эти палаты - как передовая на войне, где бои не прекращаются ни днём, ни ночью, а линия фронта отделяет жизнь от смерти.
В калининградской областной клинической больнице эта линия чаще всего проходит через отделение интенсивной терапии, которое большинство людей называет просто - "реанимация".
В огромном помещении стоят ряды каталок с людьми, опутанными проводами и трубками. Между ними снуют люди в белых халатах. Периодически в зал привозят новых пациентов; взамен реанимация выпускает тех, чьей жизни уже не угрожает прямая опасность. Этих "счастливчиков" ждут многочисленные отделения больницы. Самое страшное для них уже позади...
Одной ногой в могиле
Не удивительно, что от двух-трёх суток, проведённых в палатах интенсивной терапии, в памяти пациентов остаются лишь отрывочные воспоминания, похожие на сон. По свидетельству заведующего отделением Александра Макаревича, большинство из них впоследствии не узнают в лицо даже врачей - своих непосредственных спасителей.
Но бывают исключения, достойные внимания экстрасенсов. Некоторые больные впоследствии утверждают, что видели себя на операционном столе со стороны, запоминают мельчайшие подробности обстановки помещений, в точности передают реплики, которыми обменивались врачи во время операции. А одна женщина, пролежавшая месяц в коме после автокатастрофы, утверждала, что побывала в "тоннеле смерти". И что после этого на некоторый период приобрела способность видеть сквозь стены. В подтверждение своих слов она в точности описала детали соседних комнат, в которых никогда не была.
Анестезиологи-реаниматологи, пожалуй, лучше других знают, что в жизни всегда есть место чуду. Бывает, привозит "скорая" человека после аварии с тяжелейшими травмами. И человек, наперекор всему, выживает. Конечно, способности организма преуменьшать нельзя, но и своевременное, профессиональное оказание экстренной помощи часто имеет решающее значение. Так было и в случае с той самой "ясновидящей" женщиной.
Авария случилась на железнодорожном переезде возле Озерков, на старой гвардейской дороге. Через час пострадавшая была доставлена в реанимацию КОКБ. У жертвы была разорвана селезёнка, развалена печень, превращено в месиво лёгкое, в животе скопилось свыше трёх литров крови, начался отёк головного мозга. Любая из этих травм могла привести к летальному исходу. Врачи боролись за её жизнь больше месяца. Сейчас эта женщина живёт нормальной полноценной жизнью, растит детей и старается не вспоминать, как стояла одной ногой в могиле.
Годы идут - травмы меняются
К сожалению, исход не всегда бывает благополучным. В основном это касается экстренных пациентов, а таких доставляется до 20 человек в неделю. В последние годы, по свидетельству реаниматологов, заметно меняется патология травм. И хотя печальное первенство по-прежнему держат жертвы автомобильных аварий, появляется всё больше пострадавших от пьянства, наркомании, СПИДа. Передозировка наркотиков, отравление алкогольными суррогатами - нынче не редкость. Совсем молодые люди гибнут из-за того, что не получили своевременную помощь. Недавно ядовитый денатурат "попробовали" сезонные рабочие, проживавшие в строительной бытовке. Несмотря на явные признаки отравления, жестокие боли и конвульсии, "скорую" вызвали лишь тогда, когда двое уже перестали подавать признаки жизни. Спасти их так и не удалось.
Опасные клиенты
Отдельная категория "клиентов" реанимации - самоубийцы и жертвы так называемой бытовухи. Если первые поддаются порыву отчаяния, то поведение вторых порой просто необъяснимо. Практически каждый день - по нескольку потасовок, заканчивающихся колото-резаными ранами, тупыми травмами головы, раздробленными конечностями... Однажды из тюрьмы привезли "наширявшихся" зеков в тяжелейшем состоянии, но пристегнутых к койкам наручниками.
По статистике, каждый второй наркоман, пользующийся шприцем, носит в себе ВИЧ или гепатит С. Поэтому врачи работают исключительно в перчатках. Тем не менее стопроцентной гарантии чистоты, скажем, донорской крови сегодня дать невозможно, если речь идёт об экстренных случаях с редкими группами (например, нашумевший инцидент в Пионерской больнице, когда пациенту была влита зараженная ВИЧ кровь солдата срочной службы). Проявляется вирус в человеческом организме в течение полугода. К счастью, ни одного подобного происшествия в КОКБ до сих пор не зафиксировано.
Старший ординатор Евгений Затовка, побывавший в ведущих госпиталях и клиниках Уругвая, Португалии, Германии, убеждён, что профессионализм наших врачей ничуть не уступает заграничным, и хаять положение дел в отечественной медицине не стоит. Возможно, техника "за бугром" поновее, но всем необходимым для спасения людей в условиях интенсивной терапии больница располагает. В последние годы здесь появились такие уникальные современные приборы, как "шведская почка", немецкий наркозно-дыхательный аппарат. С их помощью калининградские медики способны работать на уровне европейских. Правда, чтобы убедиться в этом, на операционный стол лучше не попадать...
Только в послеоперационный период на курс реанимации одного больного затрачивается в среднем 9 тысяч рублей. Особенно дорого обходятся бюджету сердечники - там речь идёт уже о десятках тысяч. Только плановых операций в областной больнице проводится порядка 90 в неделю, не считая экстренных. Количество летальных исходов в последние годы не превышает 6 процентов - или 95-97 человек в год. Показатель низкий даже по западным меркам, что свидетельствует о высоком профессионализме наших хирургов и реаниматологов.
Смотрите также: