Гарри Гродберг шестой год подряд приезжает в Калининград как организатор и вдохновитель Международного фестиваля органной музыки "Бахослужение". Он проходит 28 июля, в день кончины Иоганна Себастьяна Баха.
За "Бахослужение" Гарри Яковлевич был удостоен Государственной премии в номинации "Музыкально-просветительская деятельность". На все выступления Гарри Гродберг приезжает со своей женой Натальей, которая является и его ассистентом, и архивариусом, и стилистом. Они вместе 46 лет. Наш разговор с супругами получился о музыке и о любви.
Гарри Гродберг выступает практически во всех городах страны, где находятся концертные органы. Но, как признаётся маэстро, к Калининграду у него особое отношение: "Здесь - один из самых моих любимых инструментов, к которому я имею самое непосредственное отношение. Я участвовал в его проектировании, был его приёмщиком, давал на нём первые концерты, всегда следил за его судьбой. Да и родился я недалеко от Калининграда, в Ниде. Поэтому всегда воспринимаю этот город как родину своей души".
"Меня покорили её глаза"
- Вы можете определить, где заканчивается ваш супружеский союз и начинается творческий?
Гарри Яковлевич: - А мы как сиамские близнецы - супружество и творчество так тесно сплавлены в нашей жизни, что мы не в состоянии отделить одно от другого. О музыке мы говорим без конца, часто спорим - это тоже неотъемлемая часть нашего слитного существования...
- Всегда мирно проходят эти споры?
Наталья Владимировна: - Пух и перья не летят, конечно, но всё происходит достаточно бурно. Только при этом условии периодически рождаются новые идеи, которые я стараюсь подкидывать незаметно.
Гарри Яковлевич: - Наташа - это мой архивариус. У меня ведь огромный репертуар, запомнить всё невозможно. Но Наташе это удаётся.
- Как вы нашли друг друга?
Гарри Яковлевич: - Это был 1960 год. Мы познакомились на дне рождения нашей общей знакомой. Меня сразу поразили бездонные глаза Наташи. Это был момент истины...
Наталья Владимировна: - Я среагировала на Гарри позднее, когда он начал усиленно приглашать меня на свои выступления.
"Наталья опаздывала, я злился, но терпел"
- Гарри Яковлевич красиво ухаживал?
Наталья Владимировна: - Я бы сказала, романтично. Мы встречались на улице Горького, около памятника Юрию Долгорукому, и отправлялись бродить по Москве. Это был нескончаемый праздник, который не портило даже то обстоятельство, что я постоянно опаздывала на свидания.
Гарри Яковлевич: - И я, надо отдать мне должное, это героически терпел, невзирая на то, что моя гувернантка-немка воспитала меня в духе жесткого педантизма, который многих раздражает. А Наташа всегда опаздывает, правда, в последние годы все-таки меньше - сказывается моя "дрессура".
Наталья Владимировна: - Конечно, ему легче - когда мы куда-нибудь собираемся, мне ведь нужно все приготовить для него и при этом успеть самой привести себя в порядок. А он раз и готов, после чего принимается ворчать, до чего же долго я копаюсь.
- Какой самый запоминающийся подарок преподнес вам Гарри Яковлевич?
Гарри Яковлевич: - Я догадываюсь, о каком подарке сейчас будет вестись речь. Расскажу небольшую предысторию. Вы будете смеяться, но я очень долго оставался невыездным исполнителем. Причин тому было немало. Одна из них - я во всех анкетах на вопрос "Каков ваш родной язык?" - всегда писал: "немецкий". Человек, который помог мне получить загранпаспорт, был Евгений Светланов. Мои первые зарубежные гастроли состоялись в Польше. Те гроши, которые нам тогда выделялись, - особая песня. Прибываю на место своего выступления. Меня отвозят в концертный зал посмотреть на орган. После этого у меня появилось время, чтобы побегать по магазинам и реализовать "бешеные" деньги. Но тут я вижу толпу истощавших музыкантов, которые гордо именовались артистами государственного оркестра СССР. Они очень быстро уничтожили свои скудные запасы и смотрели на меня голодными глазами. А у меня был приготовленный Натальей Владимировной продуктовый запас - большой китайский термос с куриным бульоном, яблочный пирог и бутерброды. Моё сердце не выдержало - поделил свой паёк на весь коллектив голодающих музыкантов после чего побежал искать подарок для любимой жены. И мне сильно повезло: купил три пары ультрамодных сапожек из дерматина (они были очень дешёвыми) - серых, бежевых и красных. Наташа, я правильно рассказываю?
Наталья Владимировна: - Конечно. Такие сапожки были моей хрустальной мечтой.
"Она готовит, но я - шеф-повар"
- Гарри Яковлевич разборчив в еде?
Наталья Владимировна: - Скорее, избирателен.
Гарри Яковлевич: - Обожаю хорошие сосиски, которые у нас сложно найти в продаже. Они должны быть в собственной оболочке, слегка подкопченные. В Калининграде я уже обнюхал все магазины, но не обнаружил ничего даже отдаленно приближенного. В Москве я знаю несколько магазинов, где такие можно найти. Когда еду в Германию, всегда привожу оттуда эти сосиски и хорошую ливерную колбасу.
Наталья Владимировна: - Немцы, зная "сосисочное" пристрастие Гарри Яковлевича, однажды подарили ему громадную банку консервированных сосисок и набор ливерных колбас. А еще он обожает картофельные оладьи, которые готовит всегда сам, - хрустящие, на сливочном масле.
- Так кто у вас всё-таки главный кулинар?
Гарри Яковлевич(гордо): - Она готовит, но я - шеф-повар. Знаете, однажды по телефону из Новосибирска давал супруге подробный инструктаж, как сделать фаршированную щуку. А вообще Наташа очень вкусно готовит. И еще она - мой стилист: содержит в постоянном порядке мою шевелюру. В общем, она молодец!
- Один мой знакомый говорит так: "Заметь - все сказки заканчиваются браком".
Гарри Яковлевич: - Наша сказка продолжается.
Наталья Владимировна: - Еще ни один человек на земле не смог объяснить, в чём секрет любви. Кому-то нужна постоянная смена впечатлений, а для нас страшна даже сама мысль о потере друг друга. Наверное, это любовь...