После ДТП - только ремонт? Чего ждать от нового закона об ОСАГО

Хорошие автосервисы можно по пальцам пересчитать. Их услуги дороже. © / Станислав Ломакин / АиФ

С 28 апреля начнут действовать новые правила использования ОСАГО. Главное - после ДТП автовладельца ждет не выплата, а ремонт в автосервисе, в который отправит страховая компания. Нюансов много. Правозащитники называют закон сырым и предсказывают проблемы в его исполнении. К чему готовиться автомобилистам, узнал журналист «АиФ-Калининград».

   
   

Потеряли документ

Автомобили не старше двух лет должны будут восстанавливать в дилерских автоцентрах. Ставить должны только новые запчасти, без учета износа. Максимальный срок ремонта - 30 дней. За нарушение сроков страховщик платит 0,5% от суммы ущерба за сутки просрочки. За качество работ тоже отвечает страховая компания. Если автомобилист останется недоволен ремонтом, судиться будет с ней. Минимальная гарантия ремонта - полгода, а если была покраска и кузовной ремонт - год. Новые правила будут действовать только для полисов ОСАГО, выдаваемых после вступления закона в силу.

Машины на ремонт после ДТП за счет страховой направляют и сейчас. Вот как это может выглядеть на практике: калининградка Надежда Пушкарева попала в аварию в мае 2016 года. Страховая фирма предложила либо деньги, либо ремонт в одном из «своих» сервисов. Повреждения были серьезные, девушка не захотела ездить по разным мастерским, самостоятельно искать запчасти. Взяла направление на ремонт. Машину делали месяц. Когда Надежда приехала забирать ее и завела двигатель, сразу отметила  «жуткую вибрацию».  В сервисе снова подняли авто на подъемник - оказалось сорвано крепление двигателя. Извинились и оставили на переделку. После второго ремонта обнаружилось, что не отрегулированы фары, не заменен клаксон. Надежде предложили сделать это за ее счет. Девушка возмутилась: на каком основании? Эти повреждения вписаны в акт оценки эксперта страховой. Оказалось, что в автосервисе потеряли страницу документа, где они были перечислены. К счастью, Надежда сфотографировала его, было, что предъявить мастерам. Они опять извинились, машину пришлось оставить еще на неделю. Когда автовладелица подписывала акт выполненных работ, там не было ни цены ремонта, ни стоимости деталей. Спорить с мастерами уже не было сил.

Обязаловка «напрягает»

Установка новых деталей на поврежденную машину в новом законе вызывает больше всего вопросов. Звучит заманчиво: старая машина после такого ремонта может вырасти в цене. Только будут ли выполнять это требование? По данным Российского союза автостраховщиков, из-за него издержки на ремонт вырастут на 25 %. Большая часть машин в области - подержанные иномарки. И с доставкой новых запчастей в срок могут быть проблемы. Хозяева автосервисов беспокоятся, что поставщики их будут подводить. Страховой же выгоднее закрыть глаза на установку  «почти новой» детали, нежели платить за просрочку 30-дневного лимита на ремонт. 

Больше всего в новом законе автомобилистов «напрягает» отсутствие выбора. «Железного коня» придется доверить незнакомому сервису. У щепетильного автовладельца, который ставил исключительно оригинальные запчасти, не экономил на масле, сердце кровью обливается от этой мысли. Дело даже не в том, что ремонт будут стараться сделать подешевле, новый закон вообще не выставляет  требований к профессионализму мастеров и оснащению автоцентров.

«По каким параметрам страховщики будут выбирать автосервисы? Их нет! – возмущается руководитель Общества защиты прав автомобилистов Георгий Румянцев. - Надо, чтобы ЦБ составил конкретный список требований к автосервисам. Сейчас же можно брать в партнеры кого хочешь! Кроме того, закон располагает к финансовым махинациям и коррупции между автосервисами и страховщиками. Ситуация парадоксальная. Страховые компании, наверняка, будут искать сговорчивые автоцентры, готовые сэкономить на ремонте. От этого будет страдать качество работ. Но в суды на автосервисы в борьбе за это качество страховщикам подавать невыгодно».

Страховщики же считают, что эти опасения несостоятельны.    
   

«Ответственность за качество ремонта несут страховщики, - комментируют эксперты Информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза». - Если обнаружатся дефекты, человек вправе потребовать их устранить в короткие сроки. В интересах самой страховой сделать все, чтобы клиент остался доволен. Раньше после ДТП автовладельцы должны были обращаться в страховую компанию виновника, теперь - в свою. Полисы покупают раз в год. Если человеку не обеспечили  качественный ремонт, на следующий год он обратится в другую компанию».

Кто прав - жизнь покажет. Но уже сейчас можно взять на заметку советы юристов. Когда будете покупать полис ОСАГО, страховая покажет перечень своих автосервисов. Если в нем фирмы с хорошей репутацией, с ней стоит подписать договор.

В случае ДТП нужно внимательно отнестись к осмотру машины экспертом страховой. Проследите, чтобы все повреждения подробно записали. Если авто пострадало серьезно, есть смысл нанять своего оценщика. Обязательно сфотографируйте акт оценки, когда в нем поставят все подписи.  После окончания ремонта нужно внимательно отнестись к акту выполненных работ. Не стесняться при его подписании указывать свои замечания: что работы принимаю, но мне не предоставили документов о том, какие запчасти использовали - новые или б/у, или что вы не можете достоверно дать оценку работам, которые скрыты. Это потом поможет добиться гарантийного ремонта, если в нем откажут.

Можно попытаться заменить ремонт деньгами: нужно написать заявление в страховую, указать, по каким причинам вас не устраивает предложенный автосервис. Не могут отказать в деньгах, если стоимость восстановления превышает лимит выплаты по ОСАГО - 400 тысяч рублей или автовладелец погиб в результате ДТП.

«При первом прочтении закон кажется не плохим как для автомобилистов, так и СТО. Автомобилист получает новые запчасти и конкретные сроки. СТО получают дополнительную загрузку: ранее клиент  мог получить деньги и не всегда потратить их на ремонт», - говорит директор крупного калининградского автотехцентра Сергей Ковалайнин.

В  то же время есть вопросы. Страховым компаниям выгодно сотрудничасть с СТО, которые дают минимальные цены. Как правило, это будут небольшие автосервисы гаражного типа. Центры, предоставляющие должное качество, благодаря дорогостоящему оборудованию и высококвалифицированным специалистам, не смогут предоставить такие же низкие цены.

«Новые запчасти тоже могут быть разного качества - от оригинала до откровенного Китая. Соответственно, все это может сказываться на качестве ремонта. Гарантийные сроки одинаковы как для оригинала, так и для запчасти откровенно низкого качества. Только оригинал проходит гораздо больше. Будет ли об этом знать автовладелец? Нет, конечно», - говорит Ковалайнин.

К слову, и выбор СТО для автовладельца имеет определенные неудобства. Для того чтобы найти свой центр в списке партнеров той или иной страховой компании, он должен потратить время. Да и на момент наступления страхового случая (ДТП) список СТО-партнеров может измениться.

В итоге автовладельцы будут вынуждены ремонтироваться не на тех СТО, на которых бы им хотелось. Как будет работать новый закон на практике, покажет время.

Комментарий эксперта
«Закон приняли в безобразной форме. Получается игра в одни ворота: владелец не может настоять, чтобы машину отремонтировали, а страховщики могут вертеть им, как угодно. Если им выгодно - делать ремонт, невыгодно - платить деньги. Как проследить за качеством ремонта, проверить те ли детали поставили - новые или б/у - не прописано. Боюсь, злоупотреблений автосервисов не избежать», - считает юрист Петр Губенко. - Закон будут дорабатывать. К сожалению, у нас сложилась такая практика в государстве: сначала принимают нормативный акт с серьёзными пробелами, потом доводят до ума. А то, что пострадают миллионы автомобилистов, никого не волнует».