Примерное время чтения: 8 минут
38

Компромиссная полоса. Что планируют делать для удобства велосипедистов

Александр Мелехов / «АиФ-Калининград»

Сегодня в Калининграде, по самым скромным подсчётам, велосипедами пользуется постоянно порядка 30 тысяч человек. Летом их количество возрастает. В прямом эфире Центра развития «ГорПросвет» обсудили стратегию  развития велоинфраструктуры.  

«Активная уличная позиция»

«В былые годы улицы по своей типологии строили в первую очередь для транспортных средств и по остаточному принципу для пешеходов. Велосипедисты отсутствовали как класс и были ущемлены в своих правах, - говорит председатель комитета развития дорожно - транспортной инфраструктуры Антон Романов. - Сейчас велосипед – неотъемлемая часть современного образа жизни. Это активная уличная позиция, когда вы максимально мобильны. Плюс популяризации направления способствуют массовые велозабеги.  Каждый год идёт прирост по 4% велосипедистов. Общество перенастраивается. Относится к велосипеду с пониманием.

Калининград развивается. На 1 января в городе обустроили 97 км велосипедной инфраструктуры.  В прошлом году новую разметку нанесли на пяти улицах. Это так называемый «быстрый вариант», когда на тротуаре рисуют белую полосу и разграничивают движение. Чиновники говорят, что это делается исключительно «для безопасности»: чтобы те же пешеходы понимали, откуда могут  выскочить велосипед  или электросамокат.

Многих горожан безумно раздражает, что у них отнимают часть тротуара. Так, слушатель эфира Алексей А. просит хотя бы соблюдать пропорцию один к трём в пользу пешеходов.

Как пояснил Антон Романов, белая линия посередине – это компромисс, учитывая интенсивность движения велосипедистов и пешеходов. Порой хочется выйти на велодорожку – кажется, что там никого нет. Но нужно всегда помнить: скорость движения у двухколёсных выше. И они могут появиться внезапно.  

На Советском проспекте нанесли временную жёлтую разметку и тестируют эффективность разграничения. Оценивают минимальное расстояние для пешеходов и велосипедистов.

Точки роста

Конечно, рисование линий на асфальте - полумера. В идеале, когда отдельные велодорожки предусматривают ещё на стадии строительства дороги. Не сказать, что власти этого не понимают. Капитальная инфраструктура потихоньку прирастает. Но, как говорится, это требует уже совсем других денег. 

В настоящий момент в Калининграде очень высок уровень автомобилизации: на тысячу жителей приходится 425 автомобилей. Улично-дорожная сеть загружена. Падает скорость транспортных средств. Это впрямую влияет на время, за которое горожане добираются из дома на работу или учёбу и обратно.

Есть две стратегии  решения этой проблемы. Старая – где все усилия направлены на увеличения пропускной способности; расширяется улично – дорожная сеть. И вторая, когда улучшают организацию дорожного движения, предоставляя территории для всех участников движения. Проводят мероприятия, направленные на снижение количества транспортных средств в городе, за счёт чего люди начинают пересаживаться на общественный транспорт, самокаты и велосипеды.

Власти возлагают надежды на интеллектуальную транспортную систему, которая регулирует приоритетность проезда перекрёстков, чтобы люди добирались до дома или на работу примерно за равное время. Этот проект уже реализуют сотрудники Минразвития инфраструктуры на ул. Черняховского, Гагарина. Выстраивают очередность проезда транспортных средств.

«У нас есть Генплан, разработанный до 2035 года, и мы понимаем точки роста. Есть направления, к примеру, Восточный жилой район, Сельма, Южный район, где растёт плотность населения. С учётом этого мы проектируем и строим дороги. Формируем улично-дорожную сеть по направлению к центру города быстро возводимой инфраструктурой: разделяем пешеходную и велосипедную часть. Активно возводят многоэтажки, к примеру, на  улицах Интернациональной, Понартской,  Кипарисовой, Денисова. К этим комплексам необходимо провести и велосамокатную инфраструктуру, - рассказал Романов. - В этом году в центре города нанесут разметку для парковки самокатов на 200 мест. Это места с повышенным спросом, где наблюдаются разбросанные самокаты. Получаем от операторов СИМ  «тепловые карты» активности пользователей. Ориентируемся на эти данные. Активно следим за калининградскими блогерами, обсуждениями горожан в соцсетях. Учитываем замечания к инфраструктуре».

Некоторые горожане к таким планам относятся скептически: мол, привели бы сначала в порядок тротуары. Сейчас на многих улицах города они в ямах, как после бомбёжки. Чиновники отчитываются: в 2023 году сделали 4 км тротуаров. В 2024 году – 8, в текущем году отремонтируют 16 км тротуаров. Конечно, это капля в море.  

Тем не менее, по словам Романова, власти намерены переломить тренд: в приоритете уже не транспорт, а пешеход и маломобильное население.  Под эту задачу ежегодно капитально ремонтируют либо реконструируют пять улиц. Учитывая, что у нас их 960,  переломить ситуацию удастся не ранее, чем через 15 лет.

Заместитель начальника отдела пассажирского транспорта и организации дорожного движения Виталий Корягин рассказал о планах в отношении самокатов. На улицах с повышенным трафиком их скорость планируют ограничить до 15 км/час. А в целом в городе – до 20 км/час. Сейчас представители горадминистрации обсуждают с операторами, как это сделать технически.  Вот личные самокаты, по действующему законодательству, ограничить невозможно. Это личная ответственность их владельцев перед другими гражданами.

Кроме того власти хотят, чтобы окончание аренды самокатов производилось по фотоотчёту. Поставил на парковку, сфотографировал, только после этого сессия закрывается.

Разрабатываются обучающие материалы по пользованию СИМ, которые направят в школы. В Калининграде планируют организовать Городки, где желающие смогут взять самокат и пройти квест по обучению.

«Тайный инспектор»  не дремлет

У горожан накопилось множество вопросов к участникам эфира. Так, Владимир Л. посетовал, что надоели разбросанные по всему городу самокаты. Было бы неплохо организовать для прокатных  СИМ парковки.

Виталий Корягин пояснил, что самокатов в городе порядка 4000 тысяч. Виртуальных парковок - 2000, это корректно. В 2024 году в рамках эксперимента на асфальте нанесли разметку для  СИМ на 20 мест. Ими активно пользовались. В течение года количество таких визуальных парковок доведут до 200.  

Один из слушателей предложил выдавать самокаты с 18 лет. Это правило и так действует. Если вы видите на самокатах детей, значит, транспорт арендовали для них родители. Операторы мониторят ситуацию. У  них есть тайные инспекторы, которые этот момент отслеживают.

Олег Ч.  спросил, когда в городе будут понижать бордюры.

Антон Романов пояснил, что новые дороги строят уже с низким бортовым камнем. А на старых дорогах его ежегодно понижают на 30 объектах. В этом году начали это делать на пяти улицах – мол, исходим из имеющегося ресурса. 

Вероника О. просит сделать велодорожку из центра города в микрорайон им. А. Космодемьянского вдоль проспекта Победы и Балтийского шоссе либо вдоль железной дороги.

Увы, пустить велодорожку вдоль железной дороги невозможно. Это инфраструктура РЖД. И с точки зрения норм и правил - небезопасно.

«Можно ли проложить её вдоль дорог? Возможно, это потребует реконструкции, сноса деревьев. Там еще озера – сможем ли по габаритам пройти? Пока такую задачу не ставили, но запрос есть», - ответил, как смог, Антон Романов.  

Ольга А. предлагает сделать велодорожку из Калининграда через Чкаловский лес вдоль озера в Зеленоградск.

«Я бы села летом не на электричку, а на велосипед и отправилась к морю», - мечтает девушка.  

Участники эфира адресовали этот вопрос Министерству инфраструктуры области.

На вопрос: как безопасно доехать на велосипеде до велодорожки на побережье, Антон Романов ответил так: мол, у нас есть Северный обход. Но по правилам ПДД там нельзя использовать велосипеды. А вот по  старой трассе направиться на двухколёсном в Зеленоградск можно.  

Максима К. интересует, когда начнут штрафовать водителей, паркующихся на велополосах? По его словам, такое часто наблюдается на ул. Октябрьской и Багратиона.  

«Поговорим с коллегами из ГИБДД о проведении таких профилактических мероприятий, - ответили представители мэрии.  – Фиксировать такие нарушения горожанам бессмысленно, для этого необходимо  сертифицированное оборудование – таково требование законодательства. Прорабатываем и вопрос фиксации  таких правонарушений без участия человека».  

Виталий А. попросил увести велодорожку с моста на ул. Тельмана. В этом узком месте ширина тротуара всего 2 метра, а его ещё и разделили на две части. На велосипеде не проехать!

«Когда реконструировали Верхнее озеро, обозначили  велополосу, которая проходит по мостику. На самом деле поток равнозначный, - уточнил Антон Романов. - Если вспомнить ПДД, в случае, если нет места на велодорожке, велосипедисту необходимо выехать на проезжую часть и вернуться на велоинфраструктуру». 

Наступил новый велосамокатный сезон. Участники эфира обратились к водителям, чтобы те были внимательными и смотрели в зеркала, особенно, когда заезжают на придомовую территорию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах