На днях звоню в компанию «Фишеринг Сервис», что расположена в Пионерском и уже более двух десятилетий производит тралы для рыбопромыслового флота всего мира. Интересно узнать, как предприятие, уникальное не только для нашего региона, но и для всей России в целом, встретило новый, 2019 год.
- У нас все отлично, - отвечает его основатель и бессменный руководитель Андрей Фёдоров. - Заказов много. Зарплаты растут. Новые технологии разрабатываем и внедряем современный подход к производству.
Чем не повод для встречи? Тем более есть ещё один: в марте компания справит 26-й день рождения.
- Андрей Николаевич, что за новые подходы в работе? Мы и так пишем, что ваши технологи постоянно разрабатывают новшества, улучшающие характеристики тралов.
- Можно сказать, что сейчас у нас идёт поступательное развитие. На данный момент мы совершенствуем тралы уже под требования конкретных экипажей. Наши орудия лова применяют как на иностранных, так и на российских судах. Люди, поработав в море, возвращаются и говорят: мол, всё отлично, но замечательно, если будет ещё это и то. К примеру, недавно мы радикально изменили орудия лова для известной голландской компании «Parlevliet van der Plas», что владеет самыми большими в мире рыболовным траулерами, среди которых – гигант «Maartjie Theodora». Вот рыбаки нам говорят: «Поведение ставриды в Тихом океане изменилось». И чтобы держаться на уровне, нужно постоянно совершенствовать орудия лова, придумывать новые технологии. В итоге мы значительно увеличили вертикальное раскрытие трала с 80 до более чем 100 м. И продемонстрировали эту модель 24 января в гидролотке Института изучения Северной Атлантики в датском городе Хиртсхальсе.
- Вы там традиционно испытываете свои тралы...
- Да, но в этот раз мы применили новый подход и формат общения с клиентами. Решили пригласить одновременно капитанов из «Parlevliet van der Plas» и мурманского тралового флота, в том числе супертраулеров «Павел Кутахов», «Капитан Демиденко», «Механик Ковтун», «Капитан Назин», вооружённых нашими тралами «Атлантика». До этой встречи голландские капитаны не общались с российскими. Обычно все разделялись на группы, а сейчас объединились. И главным в этой встрече стало не только знакомство с новыми особенностями трала, но и обмен опытом. Всех объединил лов в Тихом океане. Когда-то в этом районе были сотни наших судов, сейчас - нет, при этом квота у России имеется. Но без опыта делать там нечего. А голландцы давно к той территории «пристрелялись», используют спутниковые технологии и термальные карты при поиске косяков ставриды. Так что обеим сторонам было интересно, кто и как ловит. Участники делились самым ценным: опытом работы, а для нас такое общение - подъём вверх на ещё одну технологическую ступеньку, дальнейшее совершенствование. Такие встречи помогают нам быть в мейнстриме экономического развития мира. Мало какая российская компания может этим похвалиться. А мы сейчас работаем в тех областях, куда позже будет направлена вся мощь рыбопромыслового флота. То есть набираемся опыта, который в будущем будет востребован отечественными рыбаками, а мы им поможем добиться хороших результатов. У нас так в своё время получилось и с тралами для наливного лова.
- Их вы, я помню, делали для нужд Дальневосточного флота?
- Да. С 2009 года мы отрабатывали тралы для наливного лова, но сначала для иностранных судов. А тут «выстрелил» Дальний Восток, в их водах впервые за 40 лет появилась сельдь иваси. А опыт её промысла у нас утрачен. Сейчас на СРЗ «Янтарь» строят траулер наливного типа, а всего их сойдёт с калининградских стапелей десять. Это заказ камчатского колхоза им. Ленина. И всем им нужны специальные тралы для систем наливной выливки улова. А такие во всей стране делаем только мы! Первое судно «Ленинец» будет готово в марте. Сейчас у нас кипит работа. Делаем для камчатских рыбаков очень большой заказ.
- Много ваших тралов сейчас на Дальневосточном флоте?
- Около 70 траулеров работает нашими тралами. В том числе лидер российского промысла
«Пётр I», добывший за сезон 2018 г. нашими «Атлантиками» 63 000 тонн рыбы. К нам постоянно прилетают владельцы и капитаны дальневосточных компаний. В марте ждём «Росрыбфлот», до него была камчатская компания «Океанрыбфлот», владеющая 14 большими автономными траулерами. Приезжают, увидев, что их «коллеги» могут ежедневно вылавливать нашими тралами даже не 50 тонн рыбы, что раньше казалось большим успехом, а в разы больше! Так лидер по вылову - наливной траулер «Асбьерн» - добыл 700 тонн иваси за пять часов!
- Удивите в этом году рыбаков новыми разработками?
- Да, сейчас усовершенствовали трал для путассу. Повысили его прочность, улучшили ремонтопригодность, чтобы рыбаки, образно говоря, не сбивали руки в мозоли. Помимо этого, добавили очередную секретную разработку, чтобы рыба хорошо шла в трал. Но патентовать не будем, потому что как только сделаешь, это тут же становится известно всему миру и конкуренты пытаются копировать.
- Часто сталкиваетесь с плагиатом?
- Постоянно. Корейцы, китайцы, многие компании, как только поработают с нашими тралами, пытаются их повторить. И хотя у них ничего не выходит, но это обстоятельство заставляет нас постоянно быть в поиске новых идей. Даже когда трал к нам возвращается на ремонт, мы не только его чиним, но и по умолчанию добавляем в него что-то новое. Чтобы те, кто пытается повторить, оставались ни с чем. Они копируют старую модель, не догадываясь, что «поезд ушёл». Так что останавливаться нам нельзя. Рынок очень конкурентный.
- С 2016 года вы применяете в производстве очередную свою разработку: синтетические канаты ПЕН. Как они себя показывают?
- Материал хорошо встретили и оценили. Практически все дальневосточные траулеры используют тралы из ПЕНов, так как они не обмерзают. Лёд на таком трале не держится. При выборке в шторм и при минус 19 он не превращается в ледяную глыбу на палубе, с ним легко и приятно работать.
- Вы упомянули о росте зарплат на предприятии. Не могу об этом не спросить…
- Количество заказов растёт, а значит, и заработки. Средняя зарплата у тех, кто проработал на предприятии несколько лет, превышает 50 тыс. руб. Мы, наконец, перешли на двухсменную работу. Подготовку начали с лета 2016 года - надо было решить много важных моментов, чтобы не упала производительность и качество продукции было на высоте. Сейчас первая смена работает до 15.00, а вторая - до 23.00. Такой выбор по времени особенно понравился работницам, у которых есть дети. Для развоза людей по домам купили автобус.
- Набор сейчас ведёте? Обучаете мастерству создания тралов новых людей?
- Понемногу набираем людей. Кроме того, поддерживаем ребят, которые обучаются нужным нам профессиям. Сейчас у нас проходят практику студенты КГТУ. Присматриваемся к молодым специалистам, отбираем лучших. Нам очень нужны технологи, владеющие компьютерным программами. И, к слову, в этом деле очень хорошо себя показывают девушки. Так что учитесь, осваивайте инженерные профессии и приходите к нам. Мы тут недавно посчитали, что в Исландии нашими «Атлантиками» работает 30 % траулеров. Еще 2/3 исландских траулеров не охвачены! Так что нам есть куда двигаться и к чему стремиться.
На правах рекламы
Справка
-
Компания поставляет до 200 тралов в год в 23 страны мира;
-
Ими рыбаки по всему миру добывают более 3 млн тонн рыбы в год;
-
Компания выпускает самые большие в мире тралы - «Атлантика-2600» и «Атлантика -2800» с периметром устья 2,6 км и 2,8 км соответственно;
-
В прошлом году компания заплатила около 200 млн руб. налогов и обязательных платежей в фонды.