В советские годы каждый четвёртый местный житель так или иначе был связан с рыбной промышленностью. Сегодня, конечно, уже далеко не такая ситуация. Но тех, кто ходит в море и позволяет калининградцам не забыть вкус морских богатств, ещё очень много. Мы, к слову, до сих пор держим многолетний рекорд - каждая третья консервная банка с рыбной продукцией производится в нашем регионе!
Задаём стандарты для отрасли
Чтобы рыба попала к нам на стол, нужно постараться не только рыбакам. К примеру, сотрудники компании «Фишеринг Сервис» тоже в этот день целыми семьями сядут за праздничные столы. Это работающее в Пионерском предприятие уже 25 лет снабжает тралами рыболовные суда. Их продукцию много лет знают и покупают по всему миру.
«Для нас это такой же большой праздник, мы, можно сказать, ловим рыбу вместе с капитанами», - говорит бессменный директор компании «Фишеринг Сервис» Андрей Фёдоров.
В далёкие советские годы Андрей Николаевич сам ходил в море тралмастером от Пионерской базы океанического лова, а после её развала, уже в перестройку, с несколькими товарищами организовал новое производство по сборке тралов.
- Мы создаём орудия лова, без которых рыбакам не выйти в море, - продолжает Андрей Фёдоров. - И все эти годы задаём новые стандарты для отрасли. Сегодня мы выпускаем самые современные материалы, самостоятельно разрабатываем и внедряем передовые технологии, успешно конкурируя с ведущими мировыми производителями. Это гарантирует рыбакам уверенность в долгой и надёжной работе трала. Они получают такие орудия лова, которые позволяют им добывать много рыбы в любых погодных условиях и на любом участке Мирового океана. Ведь от качества наших тралов зависит, насколько удачным будет труд рыбаков, с чем они вернутся домой, к своим семьям.
Начинали с пеньки
Технологии производства тралов за несколько десятилетий шагнули далеко вперёд. Активно осваивать дальние рубежи советские рыбаки стали ещё в 50-годы. Начинали, конечно, с прибрежного лова. Постепенно судостроители стали делать корабли с большими возможностями по заморозке рыбы, с ещё более вместительными трюмами. Вслед за этим пригодились и тралы внушительных размеров, чтобы эффективно вылавливать большие объёмы рыбы не только в прибрежной зоне.
«Материалы, из которых делали тралы, были самыми простыми, - вспоминают заставшие те времена сотрудники предприятия. - Использовались пенька, сизаль, из которого делали верёвки. Стальные тросы тоже были самыми простыми, а именно они нужны для доставки трала на нужную глубину. Других материалов в стране на тот момент просто не существовало. Заканчивалось всё тем, что трал удачно ловил рыбу буквально несколько раз и за короткое время приходил в негодность. Требовался ремонт, что выливалось в простои судна и большие затраты».
В 80-е годы, особенно к их концу, рыбаки в Европе стали активно использовать канаты из синтетических материалов - нейлона и полиэтилена. В Советский Союз их по разным причинам ввезти не могли. И только фундаментальная научная база в отрасли рыбного промысла, многочисленные исследования и разработки позволяли советскому флоту ловить лучше, чем в других странах. И этот задел в научной сфере сохраняется до сих пор.
Ситуация изменилась в 90-е годы, когда открылись границы, - вспоминают на предприятии.
Тогда «Фишеринг Сервис» стала первой российской компанией, которая начала завозить в страну синтетические материалы для производства тралов. Первые наши поставки были из Испании и Португалии - в 1995-1997 годах. Использование изготовленных из современных материалов орудий лова позволило рыбакам добиваться лучших результатов. Тралы стали более прочными, дольше служили, не требуя ремонта. А главное, теперь их можно было делать значительно больших размеров.
С кручёного на плетёный
Но со временем и этого оказалось недостаточно.
Так на предприятии «Фишеринг Сервис» начался новый этап производства. Но процесс усовершенствования орудий лова на этом не остановился.
«Сейчас обычные нейлоновые канаты мы дополнительно оплетаем ещё одним, защитным слоем из прочного полиэтилена. Это предохраняет от истирания и уменьшает впитывание влаги. Такой канат служит дольше и помогает снизить общее сопротивление трала в воде. Кроме того, это дополнительная экономия топлива, а значит, дополнительные деньги для каждого, кто работает на промысле», - рассказывает руководитель предприятия Андрей Фёдоров.
Сейчас специалисты компании активно работают над разработкой так называемых бесшовных сетных частей трала.
«Бывают ситуации, когда рыболовецкому судну нужно совершить вынужденный резкий манёвр. Но погружённый в воду трал не позволяет легко это сделать. Он может порваться, и весь улов в этом тралении будет упущен. Сейчас мы работаем над тем, чтобы улучшить конструкцию трала и снизить вероятность таких случаев. Ведь это огромные потери, как для наших клиентов, так и для простых рыбаков на борту. Судно может упустить не только часть трала, но и значительную прибыль», - поясняет Фёдоров.
Одновременно на «Фиширинг Сервисе» собирают до 5-6 орудий лова. И если в прошлом году работники компании отправили на суда разных стран 150 тралов, то в этом цифра может вырасти до 170.
Сейчас график заказов у «Фишеринг Сервиса» расписан до конца августа. Многие сотрудники выходят на работу в субботу, получая высокие зарплаты за сверхурочные. И это несмотря на то, что с 2018 года компания полностью перешла на двухсменный режим работы, чтобы удовлетворить высокий спрос на тралы из Калининградской области.
Многолетняя успешная работа предприятия из Пионерского привлекает внимание специалистов и СМИ как в России, так и за рубежом. В прошлом месяце, например, здесь побывали журналисты известного немецкого журнала «Шпигель», месяцем ранее - делегация гостей из Исландии, Фарерских островов и с Дальнего Востока.
На правах рекламы