Примерное время чтения: 8 минут
2057

Почти блокада. Почему Литва ограничила грузовой транзит Калининграда с РФ

Еженедельник «Аргументы и Факты» №25. Аргументы и факты - Калининград 22/06/2022
Станислав Ломакин / «АиФ-Калининград»

Теперь в регион нельзя будет ввезти, как и вывезти из него  санкционные товары, перечень которых занимает 70 страниц убористого шрифта. Кажется, в них есть всё, кроме продуктов питания и фармацевтики. Как это отразится на калининградских  предприятиях, жителях и какие меры предпринимают региональные власти, чтобы минимизировать риски?

Погасить то, что горячо

В субботу вечером в ТГ-канале появилось видео, вызвавшее бурную реакцию жителей области. Губернатор Антон Алиханов сообщил шокирующую новость: по сути, соседняя Литва объявила эксклаву блокадное положение:

«Нас просто поставили перед фактом, что с завтрашнего дня эти грузы не принимают к перевозке. По нашим оценкам – анализ пока не завершён - это от 40 до 50 процентов номенклатуры товаров, которые перевозились между Калининградской областью и другими регионами РФ. В том числе, стройматериалы, цемент, металлы, целый ряд других важных для строительства и для производства материалов, а также готовая продукция, - честно обрисовал положение глава региона». 

Действия Литвы Алиханов назвал попыткой удушения региона и грубейшим нарушением принятых ранее между Евросоюзом и РФ международных договорённостей, гарантирующих принцип свободы транзита товаров, в том числе энергетических, между Калининградской областью и остальной территории России. 

«У нас разная ситуация с остальными регионами страны. Если они думают над импортозамещением, то наша головная боль – логистика. Вначале надо наладить этот вопрос, погасить то, что горячо, а потом уже всё остальное. Бизнес обеспокоен и ждёт решений от региональных и федеральных структур.  Чтобы понять, какие отрасли пострадают от ограничений по транзиту, достаточно открыть санкционный список, - говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей области Светлана Нижегородова. – Это металл, удобрения, мебель, различные виды одежды, чемоданы, сумки, посуда, аппаратура для радиовещания, стеклоочистители, часы и многое другое. В уязвимом положении оказались все, кто возит самый широкий спектр товаров железной дорогой. Все ждут разъяснений, каким образом будет организована логистика, как быстро это будет сделано и какой ценой. Очевидно, что нашу транспортную безопасность придётся субсидировать. Сейчас паромные перевозки убыточны».

В комментариях под обращением губернатора жители задаются вопросом: каким путём будет решаться проблема. Субсидируют ли федералы перевозки в область, дадут ли денег предпринимателям либо (из несбыточного) введут региональную надбавку к зарплатам жителям, что было бы справедливо, ведь немалые издержки неминуемо лягут на население. При сегодняшних мизерных зарплатах эта ноша для многих может стать просто неподъёмной.

Светлана Нижегородова считает, если у государства будет возможность, необходимо поддержать и людей. Введение региональной надбавки к зарплате поможет жителям и запустит дополнительные деньги в экономику.

Шеф, всё пропало?

Вопрос логистики – действительно, основной. Хватит ли имеющихся паромных мощностей, чтобы обеспечить регион всем необходимым?

«Будем перебрасывать санкционные товары на торговые суда, работающие на Балтике. На этой неделе два корабля выйдут на линию Усть-Луга. Сейчас здесь уже работают 4 парома, в сентябре к ним присоединится пятый. Будем наращивать объёмы (Авт.: На Петербургском экономическом форуме губернатор Антон Алиханов сообщил, что расширение паромных мощностей в Балтийске потребует 10 млрд. руб., и Калининградская область рассчитывает на федеральную поддержку в этом вопросе), - рассказал пресс-секретарь губернатора Дмитрий Лысков. – Транспорт есть. Российским судам запретили заходить в европейские порты, они освободились. Речь о дефиците, тем более, голоде не стоит. Мы на 100% обеспечиваем себя продуктами питания».

«Даже сегодняшних мощностей пока достаточно, чтобы «не потопить» ситуацию, - уверен и Президент Калининградской Ассоциации агентских и экспедиторских компаний Юрий Пятанов. – Времени хватит, чтобы привлечь в случае необходимости другие суда. Загруженность паромов  на сегодня высокая, но не критичная. В частности, на накатные грузы очередей нет.  Но нужно менять в головах чиновников отношение к проблеме движения грузов из Калининградской области и к нам. Менять законодательство, чтобы упростили оформление паромных грузов в части досмотра. Сегодня это отнимает слишком много времени».

Что касается углеводородов, с 10 августа под «санкционку» попадает уголь, а с 5 декабря - нефтепродукты.

«Уголь мы давно уже доставляем из Питера на пароме. Вопрос в том, чтобы предприятия вовремя его закупили и заполнили площадки, - говорит Дмитрий Лысков. - На бензин, в отличие от угля, спрос постоянный. Но на заправках есть неснижаемый запас. Здесь проблемы быть не должно».

Заместитель гендиректора ООО «Талан» (снабжает 40 из 160 заправок в регионе) Михаил Дьяков рассказал, что на данный момент у компании есть запас топлива на пару месяцев.

«Мы возим топливо паромом из Ленинградской области, - конкретизировал он. - Относительно дальнейшей ситуации: кто и в каком объёме будет его ввозить, станет ясно позже. Повышенного спроса на бензин среди населения пока не вижу. Мы, конечно, готовы заполнять и металлические канистры (они должны быть специальные,  сертифицированные), но на всю жизнь бензином не заправишься, да и хранить его частным лицам небезопасно».     

А вот на стройматериалы спрос ажиотажный. На призыв губернатора не поддаваться в панике и не скупать цемент, жители отреагировали ровно наоборот. В строительных магазинах тут же начали сметать с полок всё подряд. Надо думать, в недалёком будущем цемент и другие товары появятся на сайтах, но уже по спекулятивным ценам. Как это было в феврале.

«Я делаю ремонт и пришла в «Бауцентр» 19 июня за ведром шпаклевки. Вижу: на полках 20 вёдер с нужной мне пастой, но без ценника, - рассказала покупатель «Бауцентра» Вероника Степнова. – На мой вопрос: почему нет цены, продавец заявил, что всё раскупили, а то, что не успели – забронировали».

«Крупные игроки на рынке, такие  как «Бауцентр» отпускают на юрлицо цемент в ограниченном количестве: по 2 – 3 тонны, чтобы стабилизировать ситуацию. Но это обычная практика. Также действовали добросовестные продавцы в КОВИД, отпуская маски, чтобы цены на них не поднимались. Цемент, и металл в городе есть. Но, если начнут скупать наперёд, дефицит может возникнуть, а восполнение запасов потребует времени. Если же действовать рационально, брать только то, что нужно сейчас, за две недели проблема купируется», - рассказал снабженец строительного бизнеса Сергей Киселёв.

Руководитель «Строительного союза Калининградской области» Борис Бабаянц на настоящий момент проблем для строительной отрасли не видит.

«У всех компаний как минимум есть двухнедельные запасы того же цемента, на текущей деятельности запрет на транзит точно не отразится, - рассказал он. – Говорить: «Шеф, всё пропало – гипс снимают», рано. Стройматериалы придут на пароме. К ним подключатся сухогрузы. Цены на металл снижаются. Даже с учётом издержек на перевозку, они будут в пределах разумного».

Балтийская металлургическая компания от комментариев отказалась. Журналистам «АиФ» стало известно, что Литва уже развернула 10 фур с арматурой из Калининграда. Этот факт подтвердил в интервью «Business FM Калининград» руководитель Балтийского металлообрабатывающего кластера Олег Чернов.  

«В пути  ещё 30 автомобилей, их судьбу мы пока прогнозировать не можем, - рассказал он. - По железной дороге в Калининградскую область доставлялось почти 80% металла и металлоконструкций. Пока оценивать ситуацию достаточно рано, нет еще окончательной обратной связи со стороны наших партнеров из стран ЕС. Вопрос с грузами, которые только планируют зайти в Литву, по ним у нас пока информации нет. В перспективе самый худший вариант — это увеличение к прайсу от 10 до 20% в зависимости от формата перевозки: либо это паром, либо это контейнер. Увеличатся и сроки доставки — плюс 2-3 месяца. Пока мы так для себя прогнозируем».

Очевидно, что вопрос калининградского транзита могут решить только на высшем уровне. Запрет был введён властями Литвы не односторонне, а после консультаций с Еврокомиссией. Об этом заявил глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис в ходе совета министров иностранных дел стран Евросоюза. Временная поверенная в делах Литвы вызвана в МИД России, ей заявлено, что если в ближайшее время грузовой транзит в Калининградскую область не будет восстановлен в полном объёме, Россия оставляет за собой право на действия по защите своих национальных интересов. 

Кстати
Сроки строительства глубоководного порта в Пионерском, который сейчас так нужен области, вновь перенесли. По прогнозам „Росморпорта“, работы займут несколько лет, а о навигации можно будет говорить только в 2024 году. На данный момент порт готов на 30%. Завершиться строительство должно было в 2019 году, но возбудили дело о хищениях, подрядчики менялись.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах