Даже те, кто не учился в лицее № 49 Калининграда, наслышаны про особый дух свободы и творчества, уникальную атмосферу сотрудничества детей и взрослых, отличающие это учреждение образования.
Вехи истории
Открылся лицей 1 сентября 1966 года.
За эти полвека сменилось не одно поколение выпускников и педагогов, три директора. Каждый привнёс в альма-матер частичку своей души. С 1987 по 2018 год лицеем руководила Людмила Осипова.
«Людмила Григорьевна придумала концепцию многопрофильного образования и дала старт её успешной реализации, – рассказывает директор лицея Людмила Соколова. – Мне повезло, что в студенческие годы я попала к ней на практику. С личным вкладом моего наставника, умением аккумулировать вокруг себя всё самое передовое связаны достижения лицея. Чем он отличается от других? Здесь штучно собранная команда – все профессионалы высокого класса и замечательные люди».
29 педагогов – выпускники лицея. В этих стенах сформировалось уникальное детско-взрослое сообщество, где каждому не безразличен результат, а также судьба отдельно взятого человека. Когда к нам переходят дети из других школ, первая реакция – изумление. Неужели так бывает?! Бывает! Коллегам интересна их работа. А когда интересно учителю, интересно и ребёнку – в этом главный наш секрет. А ещё для педагогов лицея характерно острое чувство всего нового. Лидерство – всегда выход из зоны комфорта, и мы не боимся это делать. Одними из первых в области освоили все три уровня новых стандартов. Сейчас внедряем сингапурскую методику обучения, в основе которой – командный метод.
Сетевой партнёр лицея – БФУ им. И. Канта. В рамках проекта «Звезда Будущего» под руководством преподавателей вузов старшеклассники совершенствуют знания в сфере биомедицины и астрономии. Лицей также сотрудничает с Калининградским филиалом Санкт-Петербургского государственного аграрного университета.
По словам замдиректора, заслуженного учителя России Софьи Мининой, система профильного образования реализуется в лицее 29-й год. Сейчас как раз заканчивается набор в профильные классы (их семь). В этом году наиболее востребован социально-экономический. Впрочем, у каждого есть возможность реализовать свои интересы по химико-биологическому, информационно-технологическому, физико-математическому и другим направлениям. До 98 % выпускников 11-х классов поступает на бюджет в российские и даже зарубежные вузы, подавляющее большинство – по избранному профилю. А значит, выбор изначально сделан правильно. В этом году лицей №49 вошёл в ТОП 200 лучших школ России в сфере информационных технологий, и это далеко не единственное достижение.
Правильный выбор
В лицее создана уникальная система работы с одарёнными детьми, повышающая образовательный запрос учащихся. Около 65% лицеистов активно участвуют во внеурочной научной и проектной деятельности, занимают призовые места в олимпиадах, научных конференциях, международных проектах. В 2018-2019 годах в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников участвовали 197 призёров и победителей из 49-го лицея; в региональном этапе – 69 победителей и призёров; двое учащихся показали отличный результат на федеральном уровне по биологии и МХК. В олимпиаде по логике «Логика. Мышление. Творчество. – 5» памяти профессора Брюшинкина в этом году среди лицеистов помимо победителей семь призёров в каждой возрастной номинации. Научные работы лицеистов отметили дипломами различной степени на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ им. Д. И. Менделеева, на «Научно-практической конференции «Поиск и творчество», I Открытом городском фестивале технологических компетенций «ТехноАрт», фестивале Робофест – Калининград-2019.
Старшеклассники успешно сдают госэкзамены, подтверждая свои знания высокими баллами. В этом году в лицее – 35 медалистов. Дарья Мацакова получила 100 баллов по химии. По английскому языку у лицеистов средний результат – 87 баллов!
Большие помощники лицея – родители. Любое значимое решение относительно деятельности лицея принимается только при участии наблюдательного совета и общешкольного родительского комитета. Не остаются без внимания и предложения ученического самоуправления. Здесь нет привычки отмахиваться от детских «фантазий». Любое начинание находит отклик у педагогов, среди которых шесть заслуженных учителей РФ, четыре кандидата наук. Свыше 80% педагогов лицея имеют высшую квалификационную категорию.
В этом году преподаватель английского языка Кристина Матвиенко стала одним из победителей муниципального конкурса и лауреатом регионального конкурса «Учитель года». А Наталья Романова победила в Международном конкурсе «iУчитель 2019». На базе лицея ежегодно проводится до десяти семинаров для педагогов школ города и области. Положительным опытом надо делиться!
Театральная семья
Более 25 лет в лицее существует театральный класс – главная страсть режиссёра и педагога Бориса Бейненсона. Мэтр ушёл из жизни пять лет назад, но дело его живёт.
«Замысел, программа, учебные планы – всё это нам завещал Мастер, – рассказывает руководитель театральных классов (их два – 10-й и 11-й) Александр Вишневский. – Задача сложная: подготовить ребят к поступлению в театральные вузы. Работаем на двух площадках: в лицее и на базе Дворца творчества детей и молодёжи. Успехи радуют: 70% наших выпускников поступают по профилю. Фактически юношам и девушкам даётся материал первого и второго курса театрального вуза. Помимо общеобразовательных предметов и углублённой подготовке по гуманитарным дисциплинам, в расписании ещё десять предметов: от истории музыки до сценического боя с фехтованием. Даём возможность посмотреть на профессию актёра изнутри. Большая часть труппы Калининградского областного театра – наши выпускники. Есть звёзды, работу которых мы наблюдаем на широкоформатных экранах: Ольга и Татьяна Арнтгольц, Артём Ткаченко, Олеся Фаттахова, Иван Соловьёв… Сейчас на 2-м канале идёт фильм «Ведьма», в котором задействован наш выпускник Илья Акинтьев. Эти звёзды ковались в 1990-2000 годы. На пятки наступает молодёжь: Илья Денискин, Николай Смолянинов, Илона Гайшун – у них большое будущее. Очень приятно, что наши звёзды не теряют связи с лицеем. Приезжают в Калининград, дают мастер-классы».
Отбор в театральные классы не менее серьёзный, чем в вузе. Абитуриенты проходят три тура. Готовят прозу, стихотворение, басню и песню. На данный момент класс практически сформирован, но ещё есть несколько мест для юношей.
«Театральный класс решает и воспитательную задачу. Не каждый может найти себя в науках, а тут в полной мере раскрывается потенциал личности. Расцветают дети, считавшиеся трудными. Находят для себя отдушину, – говорит Александр Валерьевич. – График занятий настолько плотный, что времени для баловства не остаётся. К тому же, театр – искусство коллективное. Мы все – одна большая семья».
С музыкальным спектаклем «Когда мы вернёмся» по песням военных лет ребята объездили всю область. Выступали и перед малышами и ветеранами. Многие зрители плакали. Трогательная сцена произошла на фестивале молодёжных театров в Санкт-Петербурге, где выступали наши ребята. На сцену взобралась малышка и обняла героиню спектакля. Такие моменты – лучше всяких наград!