Примерное время чтения: 8 минут
1140

Готового ответа нет. Педагог - о коммерции в школе и «дубовом» патриотизме

Детей нужно учить думать, а не натаскивать на тесты.
Детей нужно учить думать, а не натаскивать на тесты. / Станислав Ломакин / АиФ

Педагог Леонид Бондарь из Калининграда поборется за звание лучшего учителя России. Преподаватель русского языка и литературы лицея №23 вошел в число 15 лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года - 2016». В августе он побывал на Всероссийском педсовете, который проводили премьер Дмитрий Медведев и Ольга Васильева, новый министр образования. Журналист «АиФ-Калининград» встретился с педагогом и побеседовал с ним о том, что надо  изменить в системе образования.

Чтобы не закидали помидорами…

Евгения Бондаренко: - Экс-министра Ливанова ругали за коммерциализацию образования. Нередки случаи, когда родителям навязывают платные услуги. К чему это привело?

Леонид Бондарь. Фото: Из личного архива

Леонид Бондарь: - Установка, что частично школа должна сама себя обеспечивать, не изменится, ведь денег у государства не прибавилось. Формально школа и сейчас бесплатная. Но способов вынудить родителя покупать у неё услуги - масса. К примеру, если ребёнок не успевает, ему настоятельно рекомендуют посещать дополнительные занятия, пугая, что иначе не переведут в следующий класс. И родитель платит. Такого «маркетинга» в школе быть не должно. Если на вас давят, идите к директору и разбирайтесь. Только начинать надо со школы, а не писать сразу в министерство образования и прокуратуру. 

- Некоторые общественники говорят, что школа сейчас финансируется вполовину от реальной потребности. Вы ощущаете на себе нехватку средств?

- Лично я финансовых затруднений не испытываю. Но я победитель конкурса и работаю в лицее. Поэтому не смогу рассказать вам историю про то, как расшибаюсь в лепёшку за 23 тысяч рублей. Хотя такие факты есть.

Конечно, учитель должен получать нормальную зарплату за ставку. Её стоимость надо повышать, и на педсовете об этом говорили. Ставка была когда-то разработана неглупыми людьми, которые понимали, сколько уроков учитель может подготовить на совесть. Получилось 18 часов в неделю. Деньги, положенные за чистую ставку, - чуть больше 20 тысяч. Поэтому работать 18 часов, выкладываясь на сто процентов, мало кто будет. Все берут допнагрузки.

Сейчас перед директором встаёт вопрос: а что у него за коллектив? Если учитель помимо основной работы шесть часов  в неделю готовит олимпиадников, которые дадут результат, неужели ему не добавят 10 тысяч к зарплате? Добавят. А кто-то делает важную методическую работу - ему тоже заплатят больше.

Сейчас в Калининградской области уже нет дефицита педагогов, по крайней мере, в городах. Молодые коллеги не могут сходу найти работу. В хорошем образовательном учреждении лежит стопка резюме, и директор выбирает. Среди школ тоже идёт борьба за место в рейтинге и за гранты. Хочешь, чтобы твоя была лучше, вводи интересные образовательные услуги, проекты. Добивайся, чтобы ученики побеждали на олимпиадах. Как только школа начинает делать такие движения, деньги появляются.

- В Администрации Президента Васильева отвечала за патриотической воспитание. Возможно, нас ждут новшества в этой сфере. А что бы вы поменяли?

- Топорное, тупое патриотическое воспитание, когда за дело берётся учитель, не чувствующий детей. Возьмём, например, восьмой класс. В этом возрасте подростки способны высмеять любую идею, а им начинают шаблонно вещать про долг гражданина, показывать ролики, в которые просто не веришь. Такого педагога не закидают помидорами только потому, что в классе их нет. 

Патриот - это не тот, кто, не задумываясь, сказал: «Есть, будет сделано». Когда на всё готов ответ, это не человек, а дрессированное животное. На мой взгляд, патриотизм в том, чтобы для самого себя решить: любишь ты эту страну или нет. Это напрямую связано со свободным мышлением - вот чему нужно учить детей. Один думающий человек, который, окончив университет, сознательно остался в родной стране, ценнее ста дубоголовых людей, которые бьют себя пяткой в грудь и кричат, что они патриоты. Нажираются до состояния риз и идут бить морды... Поэтому, да, расскажите про войну, про подвиг народа. Только сделайте это так, чтобы детей потом от слова «патриот» не тошнило. Покажите, как описал русскую природу Тургенев, и пусть они сами решат, любить её или нет...

Детей дрессируют

- Многие надеются, что новый министр разгадает «ребус ЕГЭ». Идея-то хорошая - экзамен даёт и ребёнку из глубинки шанс поступить в столичный вуз. Но во что её превратили на практике…

- ЕГЭ - тестовая система, которая отупляет... Но я, честно говоря, был просто счастлив, когда сам сдавал этот экзамен, потому что чётко знал, сколько баллов за что получу. ЕГЭ совершенствуют, сейчас это не просто угадывание вариантов, теперь нет заданий с готовым ответом. Для того, кто ничего не знает и не понимает логики заданий, - это крах. Можно учить детей думать, но это сложно. Поэтому детей дрессируют. Чаще всего это не даёт знания предмета. Систему нужно совершенствовать. Я бы ввёл в вузах дополнительные испытания...

То, что вернули сочинения, - здорово. Хотя система мышления, когда люди писали по восемь листов про чувства Татьяны к Онегину, уходит в прошлое.

- Многие заслуженные педагоги говорят, у нынешнего поколения клиповое мышление. Они разучились думать логически, и это страшно. Вы согласны?

- Как писали в XVI - XVIII веках: большое вступление, потом долго и красиво развивали какую-то мысль. В конце концов ты прочитываешь 40 страниц и понимаешь, что мог бы выразить эту мысль на одной. Но тогда люди были другие. Клиповое мышление отвечает нашему времени. Оно позволяет выхватывать из быстро меняющегося контента нужную информацию. Дети сейчас читают тонкие книжки, графические новеллы. Более того, сами их пишут, снимают ролики. Творят, как могут. К примеру, кто из взрослых сможет записать клёвый рэп-батл? Да никто...

Заинтересовать современного школьника непросто.
Заинтересовать современного школьника непросто. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

- Когда-то дети мечтали стать космонавтами, сейчас хотят быть чиновниками - ходить в костюме, ездить на служебной машине, быть при власти. Почему?

- Не забывайте о животной составляющей человека. Выбирают место, где можно вкусно есть, чувствовать себя в безопасности и быть привлекательным...

- А насколько поможет определиться со своим будущим ранняя профилизация, о которой сейчас  все говорят?

- На мой взгляд, это попытка упростить жизнь. Дайте человеку попробовать всё. Может, сейчас у него не идёт химия или физика, но это не значит, что он не должен ими заниматься. Не надо говорить: я буду гуманитарием, мне это не нужно. Откуда ты знаешь? Мы живём в то время, когда люди сами творят себе профессии. Не  как раньше: инженер или сварщик - на всю жизнь. Почему не выдумать совершенно уникальную специальность и совместить навыки врача и инженера? 

Досье
Леонид Бондарь в 2013 г. окончил факультет филологии и журналистики БФУ им. И. Канта. Работает учителем русского языка и литературы в лицее № 23 Калининграда. В 2014 г. победил в областном конкурсе молодых педагогов. В 2015 г. - во Всероссийской олимпиаде молодых учителей «Профессиональные перспективы».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах