Великое - в крови
Евгения Бондаренко: - На Евро-2016 по футболу во Франции некоторые наши болельщики показали себя не с лучшей стороны. Виноват национальный характер?
Андрей Кириченко: - Не думаю. Во Франции сейчас собрались хулиганы-фанаты со всей Европы. Таких везде хватает. Футбол для них - только повод. И национальный характер тут ни при чём.
- А в чем же он состоит и как проявляется? Калининградская область одно время очень гордилась своей близостью к Евросоюзу, людям нравилось ощущать себя чуть-чуть иностранцами. Но в последние годы, по мнению социологов, наблюдается разворот в сторону большой России. Вы согласны?
- Никогда не хотел быть «иностранцем». Играю на балалайке, люблю русскую культуру. Горжусь тем, что в России были такие композиторы, как Скрябин, Чайковский, Рахманинов. А русская философия не сравнится с европейской. Она - совершенно о другом, более возвышенном.
Русские всегда создают что-то великое. Это у них в крови. Поэтому и страна великая. Хоть жить в ней порой нелегко. Если мы хотим, чтобы было лучше, должны это сделать сами. Начать с малого: с чистоты вокруг нас. Приезжаешь в Европу: там никто не бросит окурок мимо урны, не поломает скамейку. Мы же живём в состоянии постоянной разрухи в головах.
- Музыка делает жизнь гармоничной. Как вы стали балалаечником?
- В детстве услышал по телевизору, как Евгений Блинов, выдающийся балалаечник, профессор Московской консерватории, играет Венгерскую рапсодию Листа, и сказал родителям, что хочу заниматься только этим. С пяти лет играю.
- Где народников сейчас принимают лучше: дома или за границей?
- Я выступал в Америке, объехал всю Европу. К примеру, в Париже играл в зале Российского посольства. Там до меня выступали великие музыканты: Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс. У нас там была встреча с потомками русских дворян. Общались с Толстой, Шереметьевыми. Что поразило, в них совершенно нет высокомерия, с которым иногда сталкиваешься, когда приходится иметь дело с местными олигархами.
Фестиваль «Территория мира» в Калининграде | Фотогалерея
А вот у некоторых наших соотечественников, к огромному сожалению, к народной музыке какое-то пренебрежительное отношение. Может, из-за того, что советская власть в своё время перестаралась с пропагандой народной и классической музыки.
- Политика вмешивается в вашу работу? От неё зависит отношение заграничной публики?
- То, что происходило в этом году на Евровидении, - чистая политика. Случай, когда в Литве запретили гастроли ансамбля песни и пляски имени Александрова (посчитали это провокацией), - тоже. Безобразно всё это выглядит. Но это касается звёзд мировой величины. Мы же - не такой заметный объект. Два года назад у нас был концерт в Вильнюсе на День России. Выступали перед тысячами зрителей на огромном стадионе. Там было много и русских, и литовцев. И никаких проблем. Вообще часто по телевидению слышишь одно, а приезжаешь в страну - видишь совсем другое. Хорошо принимают, улыбаются, говорят с тобой на улицах по-русски.
С Польшей - то же самое. Очень дружелюбный народ. Приедешь в гости - накормят картошкой, она у соседей почему-то всегда вкуснее. Там любят старые русские романсы. Даже подпевают «Гроздья душистые» или «Я встретил вас».
Выручают корпоративы
- Но можно сказать, что сейчас у россиян возвращается живой интерес к народной музыке?
- Да. Это видно по количеству людей в зале. На концерты стала приходить молодежь. Возможно, народную музыку полюбили, потому что в стране появились исполнители, которые ее грамотно пропагандируют, например, Пелагея. Одного голоса и слуха мало. Артист должен уметь «подать» музыку. Как в ресторане: блюдо должно быть не только вкусным, но и красивым.
- А отношение государства к народникам меняется?
- За последние пятнадцать лет оркестр дважды чуть не распался. В середине 90-х два-три года вообще не платили зарплат. В 2009-м получали всего по 3 тысячи рублей. Но люди держались из любви к искусству.
Сейчас положение меняется. Нам даже стали премии иногда давать. Покупают новые инструменты, а это недёшево. Хорошая балалайка, к примеру, стоит около 150 тысяч рублей. Приглашают артистов: в Калининград переехала отличная домристка из Санкт-Петербурга. Правда, жить ей негде - снимает комнату. Появились ударница, баянист, альт-балалаечница из Ярославля. Но тоже «бесквартирные». Сейчас руководство думает, как поддержать их, чтобы они смогли остаться и не бедствовать.
Зарплаты в оркестре - как и везде: не хуже, не лучше. Все имеют по три-четыре работы. В основном преподают. Выручают корпоративы. Хотя не всегда приятно играть перед пьяной публикой, но приходится.
Музыкантам не привыкать к трудностям. Я, пока учился в консерватории, работал продавцом, официантом и одновременно солировал в филармонии. У меня есть знакомые, которые сейчас учатся в Гнесинке, работают солистами в престижном оркестре, но подрабатывают официантами, потому что надо снимать квартиру в Москве.
- Мы привыкли к дефициту врачей, но чтобы музыкантов в оркестрах не хватало…
- С кадрами в области - проблема, потому что нет высшего музыкального учебного заведения. Взять тот же Петрозаводск, где я учился. Город вполовину меньше Калининграда. Но он студенческий, потому что там есть консерватория, университет, училища, техникумы. И культурная жизнь кипит, идёт развитие, всегда много публики.
Если открыть в Калининграде вуз для музыкантов, и к нам хлынет молодёжь. А это свежие силы, идеи, конкуренция. Кому-то понравится город, и он останется здесь. Это даст огромный толчок местной культуре.
Была задумка - открыть консерваторию на базе музыкального колледжа им. Рахманинова. Жаль, это дело немножко замяли.
В Калининградской области не хватает не только народников. Мало хороших пианистов. Все мои подающие надежды однокурсники давно уехали за рубеж. Шикарный пианист Николай Верёвкин - в Чикаго. Флейтистка Елена Яковлева - в Балтимор. Почему? Дело не в деньгах, а в самом процессе. Там - движение. А здесь его не хватает. У меня есть возможность поехать в Китай, в Израиль, в Америку, но мечтаю, чтобы что-то изменилось здесь, на Родине.