Симфоническая авантюра
Калининградскому симфоническому оркестру - 27 лет. Его записи вошли в европейский каталог. Вообще-то такие оркестры - привилегия городов-миллионщиков. У нас его могло и не быть, если бы не его руководитель и дирижер оркестра Аркадий Фельдман. В 1987 году Фельдману предложили возглавить музыкальную часть драмтеатра.
«Дали 15 мизерных ставок, но хотелось сделать что-то стоящее, - вспоминает он. - Я знал, что в городе есть музыканты, которые окончили консерватории и преподают в музыкальных школах. А артисту нужна сцена. Я 15 ставок поделил пополам. Пригласил людей, и они с удовольствием откликнулись».
Начиналось все, как авантюра. У энтузиастов не было ни инструментов, ни помещения. Аркадий Айзикович в подвале драмтеатра отрыл литавры, что-то взял у военных, насобирал у знакомых сломанные контрабасы. Починили. Поначалу игра оркестра вызывала много нареканий. Фельдману пророчили, что ничего у него не выйдет. В городе уже не один человек с такой затеей провалился.
«Я им не противоречил, но тихо делал свое дело, - говорит музыкант. - Был уверен: все получится».
Первое время артисты ездили по области на пикапе дирижера: в кабине - арфа и нотные пульты, сверху три контрабаса. Затем стали выигрывать конкурсы. А в 1990 г. в Калининграде последний раз официально отмечали день рождения Ленина. На торжестве предложили сыграть оркестру Фельдмана. Партийцы аплодировали стоя. После концерта коллективу дали 57 ставок (в среднем симфоническом оркестре 80 музыкантов) и статус муниципального оркестра. Несмотря на этот статус, они продолжали существовать без помещения.
«Шесть лет репетировали в издательстве «Янтарный сказ» у Анатолия Махлова, - вспоминает Фельдман. - Он не брал с нас ни копейки, без него мы не выжили бы».
Концерт на руинах
Сейчас оркестр чаще всего выступает в Кафедральном соборе. Их первый концерт на Острове до сих пор помнят в городе. Он состоялся 31 мая 1995 г., когда собор ещё стоял в руинах, у него не было крыши.
«Мы исполняли Шостаковича. Вороны каркали, точно попадая в смысл музыки, - рассказывает Аркадий Фельдман. - Мощно все было. Зрители ушли потрясённые. И, по сути, после этого собор начал активно восстанавливаться».
Через год оркестр впервые попал за рубеж. Выступили в нескольких городах Германии. Рецензии были хорошие. Концерт в Брамс-зале (г.Карлсруэ) записали. Известная фирма Antes выпустила компакт-диск.
«Я мог уехать в Израиль или Германию. Сидел бы на социальной пенсии, но это скучно, - признается Фельдман. - А здесь надо шевелиться. Да и жена у меня русская. И ей, и детям здесь нравится. Сын играет в оркестре Башмета в Москве и преподаёт в академии Гнесиных, дочка окончила иняз и живет в Калининграде».
Беспартийный руководитель
Фельдман - интеллигент, но не какой-нибудь мечтатель- белоручка. Он и машину запросто починит, и дом построит. У него даже как-то серьёзный конфликт из-за его хозяйственности вышел. В 1970-х Аркадий был завучем Новомосковского музыкального училища, и при этом беспартийным. Каждый раз, когда к нему подходили с вопросом: «Аркадий Айзикович, когда вступите?», отвечал: «Еще не готов...»
«Здание училища было красивое, но превратилось в сарай, - вспоминает он. - Я предложил навести порядок. С коллегами отремонтировали что могли, занавески повесили, натерли паркет. Поддерживали нас все, кроме партийных. Те устроили собрание и начали критиковать: что у нас за завуч, который с молотком ходит».
В 2004 году дирижеру снова пригодились строительные навыки. Оркестру предложили клуб пос. Октябрьский на окраине Калининграда - 100% износа. Артисты восстановили его своими руками.
«Что зарабатывали, вкладывали туда, - рассказывает Фельд-ман. - После репетиций переодевались и вкалывали. Я нашел ткань «двунитку» недорого. Один наш музыкант накрутил жестяные трубки. Купили трос. Сделали подвесные потолки. На стенах - вставки из дерева и ковролина, купленного на распродаже. И плитка положена, и башенка на крыше. Гидроизоляцию здания тоже монтировали сами... Сейчас это очень удобное для оркестра помещение. У нас там вся инфраструктура: большие и маленькие репетитории».
Сейчас билеты на концерты оркестра раскупают за две-три недели.
«Главное, чтобы человек пришел на концерт и его не обманули в ожиданиях, - говорит Фельдман. - Стараемся. Люди начинают возвращаться к хорошей музыке - «натурпродукту». Они устали от плохого и уже почти научились выбирать».