Согласно статистике Российского Союза Автостраховщиков (РСА), Калининградская область входит в 20 регионов с наименьшей убыточностью по ОСАГО по итогам 9 месяцев 2018 года. Показатели частоты страховых случаев по ОСАГО в этих регионах, а также средней выплаты и судебных расходов меньше, чем в среднем по России.
В частности, средняя выплата в Калининградской области за январь-сентябрь 2018 года сократилась более чем на 7% по сравнению с девятью месяцами прошлого года, до 55,6 тысяч рублей. При этом средняя выплата по России составила почти 73 тысячи рублей.
«Частота страховых случаев в регионе незначительно сократилась с 4,9 % до 4,5 %. Этот показатель меньше, чем в среднем по РФ, где частота страховых случаев составляет 5,1% по итогам января-сентября. При этом уменьшается отношение судебных выплат к несудебным: с 4,2% до 3,5%. Отношение судебных расходов к сумме основного требования также увеличилось с 77% до 106%. Это говорит об увеличении активности страховых мошенников. Но я думаю, что после реформы по либерализации ОСАГО и начала работы финансового уполномоченного на рынке автострахования мы сможем наблюдать снижение активности недобросовестных «автоюристов»», - заявил юрист и автоэксперт Сергей Смирнов.
«Сейчас около 80% автовладельцев имеют хорошую страховую историю и практически никогда не попадали в ДТП. Но из-за старой системы расчета тарифов они вынуждены платить за недобросовестных водителей, которые хоть и составляют долю в 20%, но все равно повышают стоимость ОСАГО для порядочных водителей порой на тысячи рублей. Реформа по либерализации ОСАГО поможет сделать тариф более индивидуальным и справедливым, что будет способствовать нормализации ситуации в отрасли. Добросовестные водители Калининградской области скорее всего также смогут получить скидку на полис ОСАГО», - отметил заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.
На первом этапе предполагается расширить тарифный коридор на 20% вверх и вниз, а также изменить систему начисления двух коэффициентов. Вместо четырех значений коэффициента «возраст-стаж» будет введено 58 градаций, которые помогут максимально точно и справедливо определить стоимость полиса «автогражданки». Также будет реформирован коэффициент «бонус-малус»: водитель будет получать только одно значение этого коэффициента один раз в год, что в разы упростит заключение договоров страхования автогражданской ответственности.
На втором и третьем этапе законопроектом Минфина РФ предполагается поэтапное исключение коэффициента мощности и территориального коэффициента при расчете стоимости полиса в 2019-2020 годах и одновременное постепенное дальнейшее расширение тарифного коридора на 30-40% вверх и вниз. Планируется, что полная либерализация тарифов в ОСАГО будет возможна после 2021 года.