Война автотранспортных предприятий с "нелегалами", паразитирующими на пригородных маршрутах, похоже, достигла своего апогея. Руководители нескольких фирм предупредили: они готовы объявить забастовку и остановить междугороднее сообщение. Тогда до областного центра не смогут добраться жители Светлогорска, Зеленоградска, Гусева...
Утро пятницы. С остановки возле Северного вокзала только отошёл автобус. Свободное место тут же занимают "микрик" без опознавательных знаков с рукописной табличкой "Светлогорск" и восьмиместное такси с "шашечками" - "нелегалы" собственной персоной. Водитель первого авто настойчиво предлагает "присесть в салон". Уточняю, есть ли у него разрешение на перевозку пассажиров, когда в последний раз он проходил медкомиссию и техосмотр. Почуяв неладное, шофёр молча отходит в сторонку. Через пять минут салон заполнен, машина отправляется в путь. И так - на всех без исключения областных маршрутах!
Места, где паркуются "пираты", известны. Это людные "пятачки" в зоне остановок общественного транспорта: у Южного и Северного вокзалов, "Маяка". Их не смущают даже знаки "Стоянка запрещена". Что само по себе нарушение...
Встанут все!
Сегодня в области "левачат" не меньше 150 "микриков", тогда как ещё год назад таковых было втрое меньше. Потери экономики региона составляют ежегодно десятки миллионов рублей в виде неуплаченных налогов. Но ещё больше теряют предприятия и фирмы, занимающиеся автоперевозками людей на вполне законных основаниях, их недополученная прибыль в результате недобросовестной конкуренции со стороны "пиратов" приближается к 300 млн руб. в год. Это те деньги, которые могли бы пойти на развитие автопарка, повышение зарплат сотрудникам.
Обсудить насущные проблемы автоперевозчики собрались на очередном собрании СРО партнёрство "Калининградский региональный транспорт".
- Давайте все встанем на сутки и оставим область без пассажирских перевозок, - предлагает пойти на крайние меры директор "Светлогорск-авто" Роман
ГИРЗЕКОРН (его предприятие больше всего пострадало от "пиратов"). - Это будет ЧП российского масштаба. Может, тогда власти обратят внимание? До сих пор стремления госструктур бороться с "левыми" перевозками мы не видели. Если не упорядочить их работу, маршрутная сеть области рухнет. Цены на топливо растут, мы не сможем заплатить налоги и кредиты за новые автобусы. А в это время "пираты" зарабатывают миллионы!
Терпит убытки и автовокзал. По словам директора областного государственного предприятия "Автовокзал" Олега Вальшина, только 59% прибыли - от автоперевозок, остальное - доход от кафе и туалетов!
По заказу пассажира
Что же это за монстр такой - нелегальный перевозчик, с которым не могут справиться ни региональная власть, ни федеральные структуры, ни правоохранительные органы? Оказывается, частично развязал руки "нелегалам" новый Закон о такси.
- Возникла проблема, которую законодатели не предусмотрели, - объясняет директор ООО "Регио-Экспресс" Владимир ГРЕНЦ. - Что такое такси? Автомобиль с опознавательными знаками ("шашечками" и разметкой), который отвозит пассажира в названный им пункт. Как правило, это легковушки, рассчитанные на 4 пассажиров. При этом водитель не вправе определять маршрут движения и конечный пункт. Но появились так называемые таксисты на 8-местных микроавтобусах, с лицензией на перевозку пассажиров. Они работают только по маршруту общественного транспорта, функцию такси они не выполняют. То есть просто паразитируют на легальных пассажирских перевозках. Вот с этим и нужно бороться законодательно. Иначе рентабельность и само существование пассажирских перевозок становится под угрозу.
На нашем направлении Светлый - Калининград мы проблему частично решили, выпустив на линию больше микроавтобусов, чтобы "нелегалы" не могли вклиниться в расписание. Да, иногда микроавтобусы идут полупустые, дохода нет, но "леваки" остаются с носом. Но далеко не все предприятия могут позволить работать себе в убыток.
Нужен жёсткий контроль
- Необходимо внести поправки в Закон о такси, где будет чётко указано, что водитель не вправе склонять пассажира к поездке, выбирать маршрут движения, иначе у него отберут лицензию. Либо нужно изменить само понятие "такси" - это должно быть транспортное средство вместимостью до 5 человек, - говорит председатель СРО, депутат облдумы Алла ВОЙТОВА. - Тогда везти четырёх пассажиров по автобусной цене им будет просто не- выгодно! Плюс, конечно, нужен жёсткий контроль на линии.
Все предложения ассоциация направит в Департамент, губернатору области и Госдуму РФ.