Расстаться с выпивкой на Руси так же трудно, как извести дураков и улучшить дороги. Наш регион в этом смысле не исключение. Но на отдельно взятых территориях ситуация меняется к лучшему.
Так, в Новостроевском сельском поселении Озёрского района, по данным местного ОВД, за последние 4 года число активно пьющих жителей и статистика "пьяных" преступлений уменьшились почти наполовину.
Теряем людей
- Запретить людям пить нельзя. Важнее дать им в жизни приоритеты, которые отвратили бы их от спиртного, - говорит глава Новостроевской администрации Александр ХАНДЫШЕВ. - Одним из таких факторов могла бы стать постоянная высокооплачиваемая работа, но с трудоустройством дела обстоят непросто.
После 1947 г. в этих местах были учреждены два колхоза, но в 1992 г. колхозы распустили, не нашлось лидера, который занялся бы сельским хозяйством. Зато подоспели оборотистые бизнесмены, скупившие впрок земельные паи колхозников, всего - 22 тыс. га. С тех пор здесь номинально сменилось 4 общества с ограниченной ответственностью, но реальный собственник не менялся. С 2009 г. весь земельный массив заброшен и зарастает кустарником.
Люди остались без работы, многие спились. От безденежья, чтоб купить водки, стали подворовывать, некоторые занялись самогоноварением. Рушились семьи, случались жуткие истории. Летом 1997 г. только за один день по пьяному делу погибли 5 жителей поселения: двое убились на мотоцикле, один утонул, и ещё двое скончались от ранений в пьяной бытовой драке.
- Я родился и учился в Новостроево, - говорит известный калининградский кантовед и предприниматель Борис БАРТФЕЛЬД. - И хотя сейчас живу в Калининграде, мне не безразлично, как складывается жизнь в родном посёлке. Однажды встретились с директором школы Натальей Макрецкой, она поделилась своими тревогами: теряем людей...
С детьми - на спортплощадку
Тогда и возникла идея помочь тем, кто окончательно не опустился на дно бутылки. Её поддержала администрация поселения. Перво-наперво решили закодировать от алкоголя всех желающих. Беседовали, убеждали...
- Многие считали примерно так: "Ну, пью я и пью, кому какое дело. А узнают соседи, что я "зашился" - засмеют, скажут: вот алкаш!", - рассказывает свою историю местный житель. - Я на кодирование согласился при условии, что никто об этом не узнает. Стоял на грани: заработки были случайные, утром после пьянки очнёшься - ни денег, ни друзей. Стал пить самогон - его давали под честное слово. Семья - в долгах, жена с ребёнком собиралась уходить...
Кодирование согласившихся односельчан оплатил Борис Бартфельд. Надо отдать им должное: за старое люди уже не брались. Поддержала земляков местная школа.
- Мы постарались распространить позитивное влияние не только на детей, но и на их родителей, - говорит директор школы Наталья МАКРЕЦКАЯ. - Создали социо-культурный центр, в который вошли сельский клуб, детсад, библиотека. На деньги, полученные в рамках грантов, капитально их отремонтировали. Построили открытую спортплощадку, тренажёрный зал. Основные работы выполняли жители посёлка и получали за это зарплату, в том числе и от районного Центра занятости. Многие поверили в себя, стали вместе с детьми спортом заниматься. Главное: в общественном мнении произошёл перелом. Никто не запрещает выпить на праздник рюмку-другую. Стыдно быть пьяницей...
Сейчас в Новостроево (здесь живёт около 650 тыс. чел.) с работой стало чуть лучше, но пока её всем не хватает и многие уезжают на заработки к соседям. Люди ждут, что в районе станут строить предприятия. Тогда и с пьянством будет бороться легче.