Примерное время чтения: 4 минуты
56

Электрички "обнулят"?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 22/06/2011

Затягивание вопроса с компенсацией убытков от пригородных перевозок может привести к банкротству перевозчика.

Перевозки пассажиров в железнодорожном пригородном сообщении с 1 января осуществляют пригородные пассажирские компании (ППК). Всего в рамках реформы ж/д транспорта будет создано 26 ППК. Как правило, это "дочки" РЖД, совладельцами большинства из которых являются региональные администрации, которые также должны инвестировать в развитие локальных перевозчиков. Новой такая модель организации пригородных перево-зок является, пожалуй, только для России. В странах Запада и Америки она действует уже давно и весьма эффективно. В нашем регионе с начала года официальным перевозчиком в пригородном железнодорожном сообщении стало ОАО "Калининградская пригородная пассажирская компания" (КППК), получившая лицензию на право осуществлять этот вид деятельности.

По "прямому" варианту

Как и все новое, перспективная модель организации пригородных перевозок пробивает себе дорогу с трудом. Краеугольный вопрос - компенсация выпадающих расходов, возникающих у пригородных пассажирских перевозчиков в результате регулирования тарифов регионами - к началу летнего сезона оказался решён лишь наполовину. По указанию председателя Правительства РФ, ещё осенью 2010 г. началась разработка механизма перечислений в региональные бюджеты дотаций, предназначенных для компенсаций убытков от пригородных перевозок. Но первоначальная схема оказалась такой громоздкой, что возникли опасения в её жизнеспособности.

РЖД вышли в Правительство РФ с предложением: напрямую компенсировать расходы за услуги инфраструктуры. "Мы исходим из того, что замысловатая схема, по которой сначала деньги отдают в регионы, затем регионы отдают их своим операторским компаниям, потом последние платят за инфраструктуру, - бессмысленна. На каждом из этих "переходов" мы будем терять деньги", - отметил президент ОАО "РЖД" Владимир ЯКУНИН.

На отработку такого здравого предложения времени ушло минимум. Уже в середине мая Правительство РФ и Совет Федерации приняли решения о выделении ОАО "РЖД" средств на компенсацию расходов за инфраструктурную составляющую. При расчёте регионального тарифа она будет почти полностью "обнулена", а нагрузка на областной бюджет, связанная с компенсацией убытков пригородной пассажирской компании, по предварительным данным, снизится на 155 млн руб.

Кому "дочка", а кому и "падчерица"

Итак, федеральный центр вопрос своего уровня - выделения компенсаций за услуги инфраструктуры - решил. Остальная часть "компенсационного пакета" находится в компетенции регионального правительства. Установленный Службой по государственному регулированию цен и тарифов правительства области действующий тариф по сути является социальным, ориентированным на существующую платежеспособность населения. При этом годовые расходы КППК на аренду пригородных поездов превысят ожидаемые доходы на 300 млн руб. Но за прошедшие полгода вопрос выделения субсидий перевозчику так и не решён. В итоге, к началу летнего сезона альтруизм - возить пассажиров по социальным тарифам, не получая компенсаций, - достиг высшей степени.

...и что делать?

Перед железнодорожниками стоит вопрос: что делать? По формальному признаку пригородная компания находится на грани банкротства. С одной стороны, возить пассажиров надо. С другой - необходимо также оплачивать услуги машинистов и билетных кассиров. Хорошо, что РЖД пока свою "дочку" в беде не бросает. Но для региона пригородная компания пока падчерица. Идти по пути сокращения количества поездов можно сколь угодно долго, вплоть до нуля. Но машинист поезда - не гастарбайтер, которого можно сегодня отправить в бессрочный отпуск, а завтра снова нанять на работу. Подготовка поездных бригад - процесс, измеряемый даже не месяцами, - годами.

Но, "обнулив" электрички, что будем делать завтра? Возить автобусами? Кажется, на эти грабли уже наступали. И что на сей счёт скажут жители области? Твёрдое мнение высказала Общественная палата Калининградской области - железнодорожным пригородным перевозкам быть. Остаётся найти ответ на первую часть вопроса: кто виноват в том, что новая модель пригородных перевозок в области так и не смогла прижиться?

На правах рекламы

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно