17 сентября 2008 года состоялся 2-й этап конкурса на право оказания услуг по обслуживанию межмуниципальной автобусной сети.
В этом конкурсе участвовали 6 организаций и разыгрывался 41 лот, что соответствует 41 маршруту между областными населёнными пунктами. Всего же в этом году на аукцион было выставлено 108 лотов, из которых до сих пор 32 не нашли своих хозяев.
История с проведением аукционов началась в первых числах июня 2007 года, когда Департамент развития транспортного комплекса министерства развития инфраструктуры Калининградской области заявил, что отныне все областные маршруты будут распределяться между автоперевозчиками на равных условиях в открытом конкурсе. До этого момента львиную долю перевозок осуществляло предприятие "Кёнигавто".
С целью оптимизации маршрутной сети, исключения дублирования маршрутов (что, естественно, должно повысить рентабельность предприятий, работающих в сфере автобусных перевозок) министерство развития инфраструктуры Калининградской области разработало новую маршрутную сеть, составило 108 лотов и выставило их на аукцион. Конкурсная комиссия тщательно отобрала из всех заявок действительно те предприятия, которые на самом деле способны оказывать заявленные услуги. Проверялась техническая база, подвижной состав, лицензии. Большинство из выставленных лотов оказались востребованными - на первом этапе "расхватали" самые лакомые маршруты: на Светлогорск, Зеленоградск, Светлый, Балтийск, Гурьевск... Но 41 маршрут не нашёл желающих - по экономическим расчётам предпринимателей, они показались нерентабельными.
Логика проведения аукциона проста и понятна: перевозчики торгуются между собой по системе снижения тарифов - выигрывает тот, кто на данном маршруте предложит самый дешёвый билет. Вроде бы для жителей области - благодать. От первоначальных тарифов цены были снижены до 40% на некоторых маршрутах (например, на маршруте N101 снижение тарифа произошло на 41,5%).
Ездить будем дешевле
Но безопасней ли? Снижение тарифа неминуемо скажется на качестве оказываемых услуг. Экономика предприятий-перевозчиков достаточно прозрачна и понятна, а доходная часть формируется из денег, которые платят пассажиры. Цены на топливо выросли за год с 7 до 27 рублей за 1 литр, растут зарплаты, стоимость кредитов, аренда. А тарифы при этом снижаются! Специалисты утверждают, что эта тенденция необоснованна и даже опасна. Некоторые игроки подчас идут на демпинг, лишь бы удержаться на рынке автоперевозчиков. А экономить придётся на безопасности пассажиров.
Второй момент, обескураживший участников первого этапа аукциона, - появление на втором аукционе лотов, которые, по сути, дублировали уже существующие маршруты! Например, в ходе первого этапа разыгрывался маршрут на Гурьевск (N 103 и 104), а в ходе второго - N101 (Луговое-Калининград-Гурьевск). По сути, это повторяющие друг друга маршруты, и при таком снижении тарифа (на 41,5%) вряд ли можно говорить хоть о какой-нибудь рентабельности.
Ещё одна проблема наших перевозчиков в том, что предприятия, эксплуатирующие автобусы свыше 8 посадочных мест, должны проходить лицензирование, если же мест меньше 8, никакая лицензия не нужна. И отношение к таким предприятиям со стороны контролирующих органов менее строгое. На маршруте такие мини-автобусы не берут льготные категории граждан, а "снимают сливки" - пассажиров, которые могут заплатить за маршрутное такси. Хотя, по утверждению руководителей предприятий с парком "больших" автобусов, микроавтобусы ни на городских, ни на внутриобластных маршрутах не решают проблемы перевозки населения, а лишь усугубляют вопрос безопасности.
Ещё один вопрос, который "облегчит жизнь" перевозчикам, - возможность работать по договорам совместной деятельности. Понимание важности проблемы есть у всех участников процесса - и в правительстве, и в ассоциации перевозчиков. Но решение пока не принято, и в случае если у одного перевозчика в связи с форс-мажорными обстоятельствами не может выйти на линию автобус, такая же машина предприятия-партнёра не сможет его заменить. а крайними, как всегда, будут пассажиры, часами ожидающие своего номера.