Мы уже сообщали о победе нашей землячки Евгении ОДЕГОВОЙ на Всероссийском конкурсе "Педагог-психолог - 2010". Сегодня мы беседуем с ней о детских проблемах и современной школе.
В обывательском понимании школьный психолог - тот, кто приходит на классный час и проводит тесты, которые, к слову, многие дети ненавидят. На самом деле, тесты - только верхушка айсберга, одно из средств диагностики учащихся. А "под водой" - каждодневная рутинная работа наблюдателя.
В калининградской школе N15, где работает Евгения, 400 мальчишек и девчонок. Понятно, что даже пообщаться с каждым из них в отведённые программой 36 часов нереально. А ведь ещё требуется оформление несчётного количества справок! Причём зарплата школьного психолога мизерная, а часть педагогов яростно противится любым новациям. Стоит ли удивляться, что в школу идут единицы энтузиастов, таких, как наша Евгения?
Тем не менее психолог - наверное, единственный человек в образовательном учреждении, кто способен объективно посмотреть на ребёнка, оценить, к примеру, насколько комфортно он чувствует себя среди сверстников.
Корни всех проблем ищи в семье
Если составить "рейтинг" детских проблем, то подчас невысказанная жалоба "меня не принимают в семье" окажется на первом месте. Причём это не обязательно агрессивное отношение к собственному чаду. Зачастую родители просто гнут свою линию: мол, мы умны (талантливы, успешны...), а ты - недостаточно. Спортивному папе сложно принять, что его сына не затащить в секцию бокса. А он просто Другой! Иная крайность: полное безразличие "создателей" к своим отпрыскам и отсутствие времени на общение (оно посвящается зарабатыванию денег). Секрет прост: выработать в себе привычку ежедневно, хоть полчаса, но разговаривать с ребёнком. И не в пол-уха, а действительно слушать, что он рассказывает. Иначе дети уходят от нас в вымышленный мир, "переселяются" за компьютер.
На месте не усидеть!
Проблемы самого ребёнка - на втором месте в нашем рейтинге.
Поведение вашего чада определяется состоянием его здоровья. В наше время мамочки трудно вынашивают и рожают детей. Каждые пятые роды заканчиваются патологией. Часто это органические поражения головного мозга и нервной системы. Отсюда у детей гиперактивность. Им и усидеть сложно, не то что воспринять материал. Восстановить функции помогут специальные медикаменты, поэтому не бойтесь обращаться к невропатологу. И, конечно, не отдавайте таких ребятишек в гимназии и лицеи, где серьёзная нагрузка.
Точно так же вредно нагружать детей не по возрасту: отделы головного мозга созревают к учебной деятельности лишь к 7 годам. Так что учить ребёнка чтению с 2 лет бессмысленно.
Часто к детским проблемам приводит конкуренция родителей: мол, мой ребёнок уже знает английский, а ваш? Мамы и папы не учитывают, что у детей разные задатки.
Двойной прессинг
На проблемы в школе жалуется каждый второй ребёнок.
- Наша образовательная система оценочна по своей природе и исключает индивидуальный подход, - говорит Евгения. - Ребёнок идёт в первый класс с мыслями, что его ждут, будут любить, а таких, как он, ещё 20! Педагог смотрит на класс целостно. Более того, его самого оценивают по рейтингу успеваемости. Поэтому возникает агрессия к проблемному ученику, из-за которого педагога в конечном итоге лишают премии. С другой стороны, на школьника давят родители. И никто не замечает, как гибнет личность...
Самая большая сложность в решении школьных проблем - переубедить педагога, что ребёнок требует особого подхода. Не секрет, что на сегодня более 80 % учителей в школе пенсионного или предпенсионного возраста. Многие из них давно профессионально выгорели. Изменить ситуацию отчасти мог бы психологический ликбез для преподавателей в виде тренингов.
Как не испугаться ЕГЭ
В последнее время школы России захлестнула волна самоубийств на почве "несдачи" ЕГЭ. ЕГЭ - общая тревожность учителей, родителей и детей.
На стрессовом фоне у ребёнка формируется установка: не напишу - один путь - в окно. Снять тревогу можно обсуждением страхов. Они у подростков разные: один боится, что его дома обругают, другой верит, что "двойка" перекроет все дороги в жизни. Говорите с ним, как со взрослым: да, чтобы поступить в вуз, нужно предъявить знания. Но, сделав всё возможное на ЕГЭ, ты можешь быть спокоен, даже если результаты будут плохими. Ведь ты остаёшься самим собой. Успешность - это не оценки, а гармония в душе. Проговорите с ним варианты действий после возможного "провала".