Примерное время чтения: 5 минут
97

А наутро - война...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19 07/05/2008

- На лето нас отвезли в деревню, что в 20 километрах от Минска. Вечером 21 июня сходили в кино, легли спать, а наутро - война, - просто, как о погоде, рассказывает Валентина ЛЕМЕЩЕНКО, ветеран Великой Отечественной.

В июне 1941-го ей было 15 лет. Жила в семье военного - нянькой. Сама - из многодетной семьи, оставшейся без матери.

Два лишних года - и на фронт

Семья офицера эвакуировалась в Ульяновск, взяли с собой и Валю Волкову. Зиму она проработала на военном заводе. А весной 1942 года захотела на фронт: "освобождать Белоруссию, приносить пользу".

В военкомате с первой попытки записаться в добровольцы не удалось: не хватало нескольких месяцев до 18 лет. Валя ушла расстроенная, но через 3 часа вернулась. "Навру", - решила девушка.

- Сказала, что 1923 года рождения, прибавила себе сразу два года, на всякий случай, с запасом, - продолжает Валентина Ивановна.

Через две недели пришла долгожданная повестка: явиться на сборный пункт.

- Собрали нас: целую ораву девчонок - и в запасной полк связи, на учёбу, - рассказывает ветеран. - Фронта не боялись, думали: "Убьют, так убьют!"

Сразу после учёбы Валя Волкова попала на Орловско-Курскую дугу. Там в июле 43-го готовились к решающей битве. 146-й отдельный батальон связи должен был обслуживать штаб седьмого танкового корпуса третьей танковой армии.

- Рожь уже поспевала, и наши машины были в этой ржи рассредоточены, - вспоминает свой первый день на войне Валентина Ивановна. - С самого утра немецкая авиация висела над нами. Мы выкопали себе ячейки в поле. На передовой гибла наша пехота. Вот тогда стало страшно: сколько покалеченных, обожжённых людей...

Тогда после очередного боя на молоденькую чернобровую связистку обратил внимание командир взвода Василий ЛЕМЕЩЕНКО.

- Он сам подошёл, сказал, что я ему очень понравилась, и предложил дружбу, - вспоминает бабушка. Дружили в перерывах между боями.

Автограф от победителей

Украина встретила сожжёнными деревнями, Польша - неприятным холодком со стороны местного населения, Германия - пустыми домами.

- Дома были богатые. Мы смотрели и думали: "Вот сволочи. Всё у вас было - зачем ещё к нам полезли?!" - признаётся Валентина Ивановна.

Потом стали попадаться немцы. "Их никто не трогал, если мирные жители. А подозрительных комендатура наша забирала".

На подступах к Берлину часть Валентины Ивановны неожиданно развернули в Чехию.

- День Победы мы встречали в Праге, - вспоминает ветеран. - Там цвела сирень. Наши танки закидывали цветами. Когда остановились, подходили чехи, приглашали на чай, протягивали блокнотики для автографа.

После победы связистов расквартировали в австрийском городке Хорн. Там Лемещенко и поженились. В Австрии жили целый год. В Вену ездили исключительно по хозяйственной надобности - на рынок. Валентина Ивановна помнит, что купила там детскую коляску. Дочь Людмила родилась уже в Германии в июне 1946 года.

В немецком городе Люкенвальде семья жила в квартире пожилой немки, фрау Гертруды.

- Она нам отвела зал и спальню, - рассказывает Валентина Ивановна. - У Гертруды муж погиб на войне.

После войны немцы бедствовали, поэтому запросто расставались со своими вазами, статуэтками и картинами в обмен на продукты.

- Немцам тоже досталось, - жалеет "врагов" Валентина Ивановна. - Но теперь у них всё наладилось...

Дом срочно требует ремонта

Сейчас ветеран войны живёт в Мамоново в ветхом финском домике, которому больше 50 лет. Полы проседают, оконные рамы рассыпаются, сквозь стены гуляют сквозняки. Мужа Валентина Ивановна похоронила 35 лет назад. Дочь и сын сами уже пенсионеры, живут отдельно.

- Мы обратились в администрацию Мамоново с просьбой помочь отремонтировать дом, который на глазах разваливается. Самим нам уже не осилить, - говорит дочь хозяйки Людмила Васильевна. - Представители МКУП "Мамоновское ПЖКХ" осмотрели жилище и согласились с тем, что требуется ремонт. Оценили его в 140 тысяч рублей.

Хочется надеяться, что оставшиеся годы ветеран войны проживёт в нормальных условиях, в чистом, светлом, отремонтированном доме. Судя по ответу местной администрации за 21 апреля 2008 года, надежда есть.

Власти уже помогли - дровами. Правда, Валентина Ивановна долго ломала голову над тем, как же воспользоваться этой помощью. Поленья такие крупные - впору закладывать в мартеновскую печь. Но мир не без добрых людей: соседи за умеренную плату согласились их измельчить.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно