Примерное время чтения: 5 минут
529

"И всё-таки хочется досмотреть мюзикл до конца"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 24/10/2007

Пять лет назад произошла трагедия в московском театральном центре на Дубровке. Тогда террористы захватили в заложники почти 900 человек, зрителей и актёров мюзикла "Норд-Ост".

До сих пор родственников погибших мучает один вопрос: что же на самом деле происходило при штурме? Люди хотят знать ВСЮ правду, какой бы страшной она ни была. Они по-прежнему ждут, что государственные чины по-человечески извинятся перед пострадавшими и что, наконец, появится федеральный закон о социальной защите прав всех жертв терактов. Недавно принятый ФЗ "О противодействии терроризму" почему-то касается только тех, кто пострадал с января 2007 года. Как будто до 2007-го не было терактов в Москве, Беслане, Буйнакске, Волгограде, Волгодонске, Каспийске...

Общественная организация "Норд-Ост" потратила несколько лет, чтобы получить доступ к части материалов уголовного дела и провести своё расследование. Изучив 17 томов дела и собрав доказательную базу, пострадавшие пришли к выводу, что в смерти большинства заложников виновен оперативный штаб, применивший для их освобождения газ и не организовавший спасательную операцию.

"Все мы - ещё в зале "Норд-Оста", - говорит Алёна МИХАЙЛОВА. Она эмоционально рассказывает о том, что ей, заложнице, пришлось испытать в октябре 2002-го. Она в который раз перелистывает страницы альбомов, где собраны публикации о "Норд-Осте" в центральных СМИ. Там же - вырезки из калининградских газет о ней и её муже Максиме, директоре "О`кей-радио". Снова и снова она просматривает видеозаписи и документы. Это навязчивое возвращение назад необходимо, чтобы разобраться в случившемся и понять, почему погиб её любимый человек. В документах, подтверждающих гибель мужа, напротив графы "причина смерти" стоит прочерк. Такой же, как и в бумагах, выданных родственникам других погибших.

Одна из заложниц, Ирина Фадеева, похоронила 15-летнего сына Ярослава. Подросток при штурме во время газовой атаки получил огнестрельное ранение. Хотя по официальной версии только четверо погибших заложников были застрелены террористами. Ирина нашла своего единственного ребёнка в одном из московских моргов. После этого бросилась с моста в реку. Но её спасли. Сейчас эта женщина нашла в себе силы начать жить сначала: она вышла замуж, родила.

Бывшие заложники и родственники погибших выпустили сборник "Норд-Ост", в котором есть потрясающие откровения медиков и спасателей.

"О том, что там применялся газ и надо брать с собой или не брать какие-то средства индивидуальной защиты, нам никто ничего не сказал", - рассказывал один из московских спасателей.

"Люди погибали при транспортировке, и это самое страшное, - говорит Алёна. - Есть свидетельские показания, что при эвакуации многих просто раздавили. Одна из заложниц, Светлана Губарева, потеряла жениха и дочь. Её 11-летняя девочка лежала в нижнем слое под грудой тел в автобусе. Причём, когда людей грузили в транспорт, не разбирались, кто уже умер, а кто ещё жив".

Спасать заложников начали спустя два часа после газовой атаки. Позже было объявлено, что впервые при подобных операциях применялся высокотоксичный газ. Но насколько он опасен для здоровья людей и каковы его побочные воздействия, до сих пор неизвестно. "Штурм был нужен, - уверена и сегодня Алёна Михайлова. - И его организовали профессионально. Но есть претензии по организации операции спасения. Начиная с того момента, когда человека вынесли из зала, и до того, как он попал к врачам-специалистам, надо было помочь ему не умереть. Тогда не было бы 130 погибших".

Ушедших из жизни уже не вернуть. Сейчас самое важное - воссоздать достоверную картину тех событий. Это нужно для того, чтобы не допустить повторения трагедии. Сегодня, когда люди не могут чувствовать себя в полной безопасности, они хотя бы должны знать о том, что социально защищены и им гарантирована необходимая медпомощь. Им надо быть уверенными: если, не дай Бог, случится теракт, то семье и детям-сиротам государство ощутимо поможет.

Сейчас Алёна Михайлова много сил отдаёт двоим сыновьям и любимой профессии. Младшему, в честь отца названному Максимом, уже 6 лет. Как журналист Алёна недавно сменила место работы: из калининградской гостелерадиокомпании "Янтарь" перешла в мэрию. Мечтает найти видеозапись мюзикла и, наконец, досмотреть его до конца. "Всё-таки билет купила, имею право", - грустно шутит. "Норд-Ост", действительно, уже не идёт на сцене. Постепенно на него перестали ходить зрители. Даже после того, как труппа поставила обновлённую версию для гастролей по 17 самым крупным городам России, русский мюзикл оказался обречён.

За операцию по освобождению заложников "Норд-Оста" вручено 57 наград. В том числе 5 человек удостоены звания Герой России... В июле 2007 года организация "Норд-Ост" подала в генпрокуратуру заявление с требованием возбудить уголовные дела против членов оперативного штаба за халатность и сокрытие информации о том, что газ, применённый спецслужбами, опасен для жизни людей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно